Блеск и нищета Ростова: какой подойдет донская столица к своему 300-летию?
/FOTODOM Чтобы обсудить будущее южной столицы, представители архитектурного сообщества собрались на круглый стол «Ростов-2049: каким мы видим наш город в год его трехсотлетия?». Мероприятие прошло при полном аншлаге, и организаторы намерены проводить такие встречи регулярно.
По мнению экспертов, изменения в ближайшие 25 лет затронут, в первую очередь, две самые важные для Ростова проблемы — архитектурный облик города и его транспортную систему.
«Центр — это жемчужина»
Как показали исследования по развитию территории Ростова, которые с 2000 по 2024 годы проводила компания «Южный градостроительный центр», в основном осваивались селитебные зоны, то есть земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц и т. д.
По словам директора компании Сергея Трухачёва, главная тенденция последних 25 лет в Ростове — это «совершенно неоправданный» рост в высоту, обусловленный стремлением «выжать максимум из каждого участка». «Если представить модель идеального жилого дома глазами застройщика, то это здание, возведенное под отмостку, количество этажей в котором стремится к бесконечности. И застройка идет в границах почти всего того участка, который предоставлен», — говорит он.
Руководитель и главный архитектор ООО «Новая РАСА», доцент кафедры архитектурного и средового проектирования Академии архитектуры и искусства ЮФУ Андрей Дойницын заявил об отсутствии у городских властей стратегического понимания развития южного мегаполиса. При решении вопросов о застройке, на взгляд ростовского архитектора, мнение профессионального сообщества не учитывается. В связке «власть— общественность—бизнес», где часто меняется динамика силы, отсутствует профессиональное экспертное общество. В итоге это приводит к тому, что нет стратегического развития Ростова, ведь никто не знает, куда город идет, по каким правилам, что ожидать в ближайшие пять-десять лет.
Андрей Дойницын привел в качестве примера массовые подтопления в городе, когда в ноябре 2023 года пошли дожди: «Не только в центре, а еще и по окраинам. Там на некоторых участках глубина заложения воды сейчас поднялась до 20 метров. Кто в этом виноват? Мы не знаем. Может, природа, может, хаотичная застройка, которая не сопровождается никакими регламентами развития всей территории». По его словам, принятый в декабре закон об охранных зонах в центре города пока не дает полного понимания, как Ростов будет выглядеть в будущем.
Как считает архитектор, профессиональному сообществу нужно добиваться, чтобы самые важные места в старой части города отдавались застройщикам только на конкурсной основе. Если бизнес решает реализовать какой-либо проект, то люди должны его обязательно видеть и знать, что там именно планируется. Безусловно, представители бизнеса для себя уже определили фронт работ. Архитектор упомянул Соборный переулок: «Но отойдите ровно на один метр в сторону, в темноту. На улице Шаумяна вас ждут большие приключения. С одной стороны — гирлянды огней, а с другой — абсолютно провальные ниши. Это ведет к маргинализации общества, все эти заброшенные внутренние дворы. Наверное, мы с вами хотели бы чего-то другого для наших детей и внуков».
Спасение для города ростовский архитектор видит в авторской архитектуре, не прогнувшейся под волю застройщика, а также в долгосрочном планировании развития территории и средней этажности застройки, в подключении общественности к решению этих вопросов. «Однозначно призываю всех понять, что центр города — это наша жемчужина. Это то, чего у многих городов просто нет», — резюмировал Андрей Дойницын.
«Дом за рубль»
В 2023 году в Ростове приняли новую групповую зону охраны объектов культурного наследия, но она вызвала критику градозащитников, поскольку, как считает архитектор, координатор градозащитных проектов Ольга Головина, применение ограничений, накладываемых этой зоной, может привести к тому, что «мы потеряем ряд объектов культурного наследия и в особенности ценную градоформирующую застройку».
Какой же выход из ситуации с защитой культурного наследия? Как считает градозащитник, необходимо развивать программу «Дом за рубль», уже хорошо показавшую себя в других городах, — тогда сохранение исторического наследия станет не только залогом туристической привлекательности Ростова, но и позволит пополнить местный бюджет.
Кроме того, по словам профессора кафедры истории архитектуры Академии архитектуры и искусства ЮФУ Сергея Алексеева, главным трендом дальнейшего развития Ростова станет неизбежное ужесточение и возникновение внутренних границ: «Это значит, что некоторые районы на уровне кварталов или еще более высоком градостроительном уровне будут иметь жесткую пространственную границу. Сейчас мы наблюдаем это фрагментарно. В моем детстве проспект Буденновский был безмерным. Потом в его начале и конце возникли два высотных объема, четко определившие его границы».
Города, в том числе Ростов, не должны бесконечно расти как масляные пятна, они должны развиваться внутри за счет уплотнения и формирования внутренних границ. Поэтому, по словам Сергея Алексеева, Ростов неизбежно ждет кризис многоэтажной застройки.
Беспилотники разгрузят дороги
Как считает доцент кафедры геодезии ДГТУ, генеральный директор «Датум Инжиниринг» Роман Мацегоров, для дальнейшего развития Ростова общим трендом станет цифровизация. Если говорить в целом о перспективе развития мегаполиса, то искусственный интеллект возьмет на себя часть функций по управлению системами города, в том числе онлайн-управление инженерной инфраструктурой. Наличие огромного числа различных информационных систем неизбежно приведет к тому, что цифровые технологии станут более доступными и дешевыми. Для реконструкции существующей инженерной инфраструктуры понадобится пять-шесть городских бюджетов, и планировать такие вложения надо крайне рационально, что и позволит сделать цифровизация различных отраслей городского хозяйства, в частности, разработка 3D-моделей городов, баз пространственных данных об инженерных коммуникациях, в частности, о транспорте.
«Сейчас мир постепенно пересаживается на электромобили. Они вполне доступны — от тех же китайских производителей. Однако электрозаправок нет, и этот вопрос надо решать. Второй момент — беспилотный транспорт в перспективе 20-30 лет. Наличие в семье нескольких машин, думаю, сойдет на нет. Будут беспилотные такси. И такой нагрузки на дороги, как сейчас, не будет», — считает Роман Мацегоров.
Но решать транспортный вопрос Ростову нужно все же раньше, чем через 20-30 лет, считает доцент кафедры организации перевозок и дорожного движения ДГТУ Михаил Поздняков. Прежде всего общественный транспорт нужно сделать предсказуемым, комфортным и удобным. В этом должен помочь проект скоростного трамвая. Также нужно ввести механизмы, которые станут стимулом для того, чтобы люди пересели из собственного автомобиля в общественный транспорт, снизив таким образом загрузку дорог. «Опыт эксплуатации транспортной системы в различных странах и городах показывает, что без ограничений не обошлись нигде. Просто так никто не оставит свое авто и не пересядет в автобус. Нужны ограничения для въезда в отдельные районы города на личных автомобилях, платный проезд и другие механизмы», — считает Михаил Поздняков.
«Ты узнаешь его из тысячи»
Ростову при этом, конечно же, необходимо формирование городских познавательных маршрутов, насыщенных значимыми объектами, историческими зданиями. Как отметила кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного и средового проектирования Академии архитектуры и искусства ЮФУ Юлия Горгорова, Ростов будущего должен стать центром культурных мероприятий, привлекательным и запоминающимся для туристов. Необходимо заниматься развитием бренда города, формированием его архитектурного облика, привнося эмоциональность в городское пространство. Кроме того, не нужно забывать об улучшении в городе микроклимата, создании пешеходного каркаса. Будущее Ростова делается сегодня.