Цемент нуждается в защите
Анна Ярощук Отсутствие госконтроля на цементном рынке спровоцировало резкое увеличение доли некачественной продукции.
В Москве состоялась пресс-конференция, на которой были представлены результаты исследования российского цементного рынка, позволяющие оценить эффективность действующей в настоящее время системы обязательного подтверждения соответствия цементов и бетонных смесей. Оно было проведено Ассоциацией по техническому регулированию (АССТР) по заказу НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», и, согласно полученным данным, доля фальсифицированной продукции в стране продолжает увеличиваться.
Такие исследования проводились ежегодно с момента введения обязательной сертификации цемента в марте 2016 года. И ранее они показывали, что объем незаконного оборота цемента неустановленного качества снизился с 11,7 млн тонн в 2016-м до 3,16 млн тонн в 2020 году. То есть обязательная сертификация, действующая одновременно с государственным надзором за цементным рынком, работала эффективно. Также важную роль в снижении объема фальсификата на рынке играл инспекционный контроль каждой партии цемента, ввозимого в РФ не из стран ЕАЭС.
Однако в 2021 году по отношению к 2020-му объем небезопасного (не соответствующего установленным требованиям) цемента резко пошел в рост — с 3,16 до 12,9 млн тонн. А новый отчет АССТР и НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» свидетельствует, что по итогам прошлого года объем незаконного оборота цемента увеличился еще больше и достиг 13,14 млн тонн. Таким образом, доля фальсифицированной продукции увеличилась более чем в три раза и составила уже 21,3% от общего объема его потребления в России.
Как считают выступившие на пресс-конференции эксперты, основной причиной такого положения дел является отсутствие в течение последних двух с половиной лет госконтроля за оборотом цемента.
По словам исполнительного директора НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарьи Мартынкиной, присутствие на рынке некачественной продукции создает целый ряд угроз и рисков. Прежде всего, это может нанести урон жизни и здоровью граждан, так как использование цемента и смесей, которые не соответствуют по своему составу стандартам, грозит обрушениями конструкций. Такой цемент из-за избыточного содержания шлака, золы, песка и других составляющих не набирает достаточную прочность, быстро растрескивается и т.д. Бывает, что он представляет химическую и радиационную опасность.
Особенно много некачественного цемента используется в сегменте индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на который приходится 56% объемов ввода домов. Это связано с тем, что значительная доля такого цемента закупается населением в небольших магазинах или на рынках, в Интернете. Однако фальсификат находит себе место и при строительстве объектов других типов. И таких случаев достаточно много. Так, недавно подобный факт был зафиксирован в Новосибирской области, где в рамках национального проекта «Образование» шла реконструкция школы. И выяснилось, что подрядчик при проведении работ использовал фальсифицированный цемент.
Незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету еще и за счет неуплаченных налогов. Страдают и добросовестные производители, продукция которых замещается контрафактом и фальсификатом. «Величина ущерба для отрасли в 2022 году оценивается в 83,8 млрд рублей», — подчеркнула Дарья Мартынкина. Есть, по ее словам, и множество других негативных последствий от использования фальсификата. Потери от многих из них оценить достаточно сложно в финансовом выражении, но очевидно, что они огромны.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость принятия мер, препятствующих проникновению некачественного цемента на рынок. Как констатировал на мероприятии председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ Константин Леонидов, полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) были прекращены, и на национальном уровне этот надзорный орган за цементом и товарным бетоном не закреплен. Более того, в 2020 году был введен мораторий на плановые и внеплановые проверки, и они с тех пор они не проводятся.
И хотя в Кодексе РФ об административных правонарушениях определено наказание за нарушение технических регламентов и обязательных требований к продукции, отсутствует госорган, уполномоченный привлекать за это к ответственности.
«Возвращение контроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (и в том числе цемента) — необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность», — подчеркнул Константин Леонидов.
В свою очередь, президент АССТР Любовь Бондарь обратила внимание на недочеты действующей системы оценки качества продукции. Сегодня реестр аккредитованных лиц Росаккредитации содержит информацию о 187 действующих органах по оценке соответствия, в область аккредитации которых включен цемент. И имеется 156 испытательных лабораторий (центров) и 31 орган по сертификации такой продукции. Однако в 2021-2022 годах реально работы по сертификации цемента проводились всего 11 органами по сертификации, из которых только лишь 4 этим занимались в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов». То есть большинство органов «спящие» и они фактически не ведут работу по сертификации цемента.
Проведенный АССТР и НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» анализ также показывает массовые нарушения при проведении сертификации продукции. Только за декабрь прошлого года из 202 деклараций 75 (37%) были приняты с нарушением правил обязательного подтверждения соответствия продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ №1265 от 24 июля 2021 года. Все такие испытания продукции проводились не в собственных испытательных лабораториях изготовителей смесей бетонных или аккредитованных испытательных лабораториях, а в неких «иных лабораториях».
Как считает Любовь Бондарь, эти факты могут свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей бетонных смесей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной или не соответствующей установленным требованиям продукции.
«Декларирование смесей бетонных (товарного бетона) является неэффективной формой подтверждения соответствия, — считает Любовь Бондарь. — Для контроля качества смесей бетонных необходима более жесткая форма государственного регулирования с оценкой независимой третьей стороной — обязательная сертификация».
По оценке участников пресс-конференции, доля фальсификата на рынке в 2023 году продолжит увеличиваться. В этом отношении ситуация по субъектам РФ весьма различна. Сегодня выше всего риски приобрести поддельный цемент в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, республиках Северного Кавказа, Новосибирской, Омской и Пензенской областях, а также в Татарстане и Башкирии.
Принимая во внимания эти факты, консолидированная позиция Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторга РФ, Минстроя России, Росстандарта, профильных комитетов законодательной власти, представителей цемпрома и экспертного сообщества сводится к тому, что необходимо как можно скорее восстановить обязательный надзор за оборотом отдельных видов стройматериалов, включая цемент.
«За возвращение госконтроля выступает «Союзцемент», объединяющий представителей более 50 цементных заводов, на которых производится свыше 80% цемента на территории ЕАЭС. Против этой меры могут быть только мошенники, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке», — заключила Дарья Мартынкина.
Дарья МАРТЫНКИНА, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»:
«С 2021 года доля незаконного оборота цемента увеличилась более чем в три раза. Основная причина — в отсутствии госконтроля за оборотом в течение последних лет. Его восстановление — необходимая мера, без которой сертификация этой продукции не работает»