Что такое реверс-инжиниринг? «Обратная разработка» добралась до стройиндустрии
/FOTODOM Reverse engineering («обратная разработка») — исследование некоего готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы, обнаружить не заявленные в спецификации возможности, сделать изменение или воспроизвести устройство, программу или иной объект с аналогичными функциями.
Идея создать в России целый Центр обратного инжиниринга появилась еще в 2016 году — ее тогда озвучил на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, предложивший использовать для этого ресурсы Фонда развития промышленности. Тратить сейчас время на разъяснения, зачем оно нам надо, наверное, не имеет смысла. Санкции на страну навесили давно, а в прошлом году их многократно усилили, и, соответственно, надобность в реинжиниринге резко возросла.
Дошли сами
Впрочем, в мире есть множество примеров того, как и без всяких ограничений некоторые государства активно занимались «обраткой». Примером тому — нынешний мировой экономический лидер Китай. Некую последовательную цепочку в этом случае можно проследить на автопроме из Поднебесной, чьи машины сначала были очень плохими, потом просто плохими, затем стали приближаться к некоему стандарту качества и, наконец, сравнялись по своим характеристикам с известными марками.
Таким образом, реинжиниринг — это копирование различных механизмов и машин без фактической разработки, что позволяет при минимуме затрат воспроизводить удачные конструкции, в том числе и в сфере оборудования для промышленности стройматериалов. Именно об этом и связанных с этим проблемах и шла речь в рамках заседания комитета по цементному машиностроению Союза производителей цемента (НО «Союзцемент»), прошедшему недавно на цементном заводе группы компаний (ГК) ЦЕМЕНТУМ в подмосковном Щурове.
Понятно, почему именно производители цемента одними из первых включились в эту работу: в состав цемзаводов, как правило, входят карьеры, в которых добывается минеральное сырье, а его еще ведь надо и переработать. Поэтому на таких предприятиях износ оборудования очень высок, и требуется регулярная замена как отдельных деталей, так и целых узлов и систем.
Экономически выгодно
Как отметил в своем выступлении технический директор ГК ЦЕМЕНТУМ Артем Бузюров, его компании пришлось преодолеть немало барьеров на этом пути, но с любыми трудностями можно справиться, если в коллективе есть люди, стремящиеся к развитию и росту, поэтому нынешние сложности следует рассматривать как новые возможности. Именно благодаря такому посылу ЦЕМЕНТУМ (до 2023 года — Holcim) стал не только общепризнанным лидером отрасли, но и одним из самых активных участников реинжиниринга.
В свою очередь, менеджер по закупкам ГК Максим Пикальский, рассуждая о возникших ограничениях в поставках запчастей и оборудования европейского производства, подробно поделился опытом импортозамещения, уже накопленным в компании. Конечно, частично необходимые оборудование и запчасти можно приобрести на рынке, что-то могут поставить в рамках параллельного импорта, но есть некая номенклатура изделий, которую проще и дешевле заказывать и приобретать в рамках реверс-инжиниринга. Однако этот процесс надо правильно организовать и запустить ритмичную работу.
Далее представители ЦЕМЕНТУМА Илья Дворников и Виталий Бочаров рассказали о проекте «Обратное проектирование» и о том, чего удалось добиться в его рамках. Поскольку заводам этой ГК по проведенному обследованию необходимо около 2 тыс. деталей, которые в силу ограничений невозможно получить, и было принято решение о создании такого проекта. Уже определены структура управления, необходимое финансирование, организован входной контроль, заключены договоры с пятью внешними проектными компаниями и так далее.
Такой серьезный подход диктуется масштабом усилий, которые надо затратить на подготовку спецификаций на изделия — а это помимо геометрических параметров, определить которые то еще развлечение (детали объемные, зачастую имеют искривленные поверхности и внутренние полости), еще и определение химического состава и подбор подходящих сплавов. Но и это лишь малая часть задачи.
Технологии «обратки»
Вообще реверс-инжиниринг в современном машиностроении напрямую связан с развитием технологии трехмерного сканирования объектов. Благодаря трехмерному сканеру весь объем данных о геометрии изделия может быть представлен в виде STL-файла. Дальнейшее построение конструкторской параметрической модели осуществляется в специализированных системах автоматизированного проектирования. В конечном итоге применение 3D-сканеров позволяет получать конструкторскую документацию, необходимую для изготовления копии изначального образца. В связи с этим очень интересный доклад сделал заместитель директора НИИ конструкционных материалов МГТУ им. Н. Баумана Владислав Фунтиков, поделившийся опытом своего института, где создано целое направление, «заточенное» на реверс-инжиниринг запчастей. Более того, докладчик еще и не последний человек в сфере 3D-печати, а современные технологии позволяют «печатать» штучные металлические изделия любой формы и конфигурации.
Авторское право?
Да, слышали, конечно… Но в свое время ряд вполне себе респектабельных производителей фототехники, таких, как Sigma, Carl Zeiss и другие, начал выпускать объективы с байонетом типа Canon EF, созданные методом «обратной разработки» в условиях отсутствия доступа к спецификациям Canon. Показательный пример: устройство конкурента «реверснули», узнали принцип его работы, оценили возможности создания аналога — и сделали.