Есть над чем подумать: представители власти обсудили, какие виды жилья нужны россиянам и какие проекты прежде всего развивать в регионах
duma.gov.ru В рамках подготовки к отчетам правительства России и Счетной палаты за 2023 год Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству провел совместное заседание с представителями федеральных ведомств, в котором приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин и аудитор Счетной палаты (СП) Наталья Трунова.
Все для человека
Глава Минстроя России в своем докладе отметил, что строительный комплекс успешно реализовал задачи, поставленные перед ним в минувшем году: объем жилищного строительства составил более 110 млн кв. метров, свыше 4 млн семей улучшили свои жилищные условия. Достижению высоких показателей способствовала скоординированная работа правительства, Минстроя, Госдумы, Совета Федерации и региональных властей. «Активное жилищное строительство в каждом регионе связано с принятием большого количества законов, которые совместно с вами были отработаны», — подчеркнул, обращаясь к участникам заседания, Ирек Файзуллин.
По его словам, набранные в прошлом году темпы строительства жилья сохраняются. Подготовлена градостроительная документация на строительство свыше 400 млн кв. метров, в стройке находится 106 млн кв. метров. Половина жилой площади вводится в эксплуатацию благодаря индивидуальному жилищному строительству (ИЖС), на которое распространено действие всех льготных программ. Новый импульс ИЖС должны дать инициатива правительства «Мой частный дом» и распространение на него счетов эскроу.
Большую роль в развитии жилищного строительства призвана сыграть и программа «Стимул», параметры которой отрабатывает сейчас Минстрой. «В ближайшие годы средства «Стимула» будут направлены на реализацию проектов социальной инфраструктуры», — заявил Ирек Файзуллин, отметив, что программа модернизации коммунальной инфраструктуры позволит обеспечивать территории сетями для того, чтобы развивать жилищное строительство.
Кроме того, по словам министра, практически во всех регионах активно применяется Закон о комплексном развитии территории (КРТ). «Этот закон даст максимальные возможности для того, чтобы выполнить программу жилищного строительства. Во многих населенных пунктах сегодня, особенно в крупных городах, реализация этого закона позволит комплексно решить все вопросы жилищного строительства, включая и участие застройщиков в финансировании социальной инфраструктуры», — подчеркнул министр роль КРТ, отмечая также успешность программ, направленных на расселение аварийного жилья и восстановление прав обманутых дольщиков.
Продолжается работа по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в поддержке. Ирек Файзуллин сообщил, что в 2023 году 25,8 тыс. таких семей получили квартиры — выезжающие с Крайнего Севера, дети-сироты, семьи с инвалидами, другие категории граждан, обеспечиваемых жильем по этой программе. При этом министр отметил, что семей, нуждающихся в жилых помещениях, по-прежнему намного больше — на начало 2024 года в сформированном Минстроем федеральном реестре их насчитывалось 585,7 тыс.
За инструменты — в ответе
Выступивший вслед за министром председатель думского Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов подтвердил, что, начиная с так называемого нулевого чтения всех законопроектов, возглавляемый им комитет и профильное министерство работают очень слаженно, благодаря чему каждый из принятых в прошлом году 40 законопроектов — важный и нужный. При этом упор был сделан на создание новых инструментов для регионов, чтобы предоставить им больше возможностей для развития, и теперь пришло время разобраться, как они используют переданный им полный набор инструментов для реализации градостроительной политики на своих территориях. Например, у субъектов Федерации появилось больше возможностей для выявления градостроительного потенциала и тем самым увеличения своих доходов. В то же время нередко они обращаются в федеральный центр с просьбой поддержать финансированием ту или иную программу, даже если на территории какого-то города в этом регионе пустует и не вводится в оборот земельный участок. В таком случае, считает Сергей Пахомов, надо спрашивать с руководителей на местах за нереализованную возможность пополнить доходную часть регионального бюджета.
Особое беспокойство у главы думского комитета вызывает задержка с вводом недостроенных домов по программе поддержки обманутых дольщиков. В зоне ответственности федерального центра таких объектов практически не осталось, тогда как домов, за ввод которых отвечают регионы, еще довольно много. Регионам надо усилить контроль за этим процессом еще и потому, что законодатели намеренно убрали из него бизнес, и теперь если дом признан проблемным, то достроить его может только государство.
Относительно программы расселения аварийного жилья, площадь которого составляет около 25 млн кв. метров, парламентарий заявил, что одним лишь механизмом прямого бюджетного финансирования эту проблему не решить, поэтому депутаты готовят новые законопроекты, которые позволят регионам с этой целью более активно использовать механизм комплексного развития территорий.
Потенциал найма
Говоря о новых экономических инструментах для совершенствования жилищного строительства, разрабатываемых в Госдуме, Сергей Пахомов отметил необходимость найти в дополнение к льготной ипотеке еще один вариант строительства многоквартирного жилья. «Не может страна жить только с одной программой покупки жилья: нужны и арендное жилье, и некоммерческий найм. Без этого мы в целом проблему жуткого старения жилого фонда не решим, а у нас пятиэтажки подходят хрущевские. Это вообще другие объемы», — подчеркнул депутат.
Развивая тему, член профильного комитета Госдумы Александр Якубовский напомнил, что, согласно Градостроительному кодексу, потребность в жилье может быть удовлетворена, в том числе, за счет предоставления квартир в наемных домах, где люди получают квартиру на определенный срок без права ее приватизации, при этом ставка найма может быть льготной. Депутат считает важным развивать создание таких домов, в частности, для обеспечения жильем отдельных категорий граждан. В этой связи он спросил Ирека Файзуллина, планируется ли принятие каких-либо решений, направленных на развитие строительства таких объектов с участием внебюджетного финансирования.
Отвечая на этот вопрос, министр выразил готовность к дальнейшему обсуждению и развитию темы, выделив в ней главное — решение вопроса так называемых «длинных денег». Для этого надо сформировать финансовую модель и запустить новый механизм, который сейчас Минстрой отрабатывает в новых регионах. Только после этого механизм можно будет запускать на территории всей страны.
Подводя итог дискуссии, Сергей Пахомов поддержал министра и заявил, что пока не снизится стоимость площади в наемном доме, никто не будет строить жилье в найм. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть вопрос о бесплатном предоставлении земельных участков для таких домов и выделении средств поддержки на подключение их к сетям, что позволит уменьшить себестоимость квадратного метра.
Проблемы инфраструктуры
Большое внимание участники заседания уделили запущенной в 2023 году программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Отмечалась беспрецедентная поддержка в рамках «Инфраструктурного меню». «Особая работа ведется в новых регионах: уже более 18 тыс. объектов восстановлено и построено, в осенне-зимний период практически каждый регион создал аварийные бригады. Здесь огромные слова благодарности депутатам и регионам-шефам», — отметил Ирек Файзуллин.
В то же время в докладе Натальи Труновой подчеркивалось, что строительство жилья и инфраструктуры осуществляется в разных федеральных проектах с учетом соответствующих правил предоставления субсидий, что размывает показатели и снижает эффективность программ. Чтобы решить эту проблему, СП предложила рассмотреть вопрос объединения и укрупнения трансфертов субъектам РФ.
Кроме того, в ходе проверки исполнения федерального бюджета за 2022 год СП выявила недостатки в системе контроля за инфраструктурными бюджетными кредитами. Так, в соглашениях с субъектами не установлены плановые показатели, что создает риски отсутствия контроля за ходом их осуществления. Кроме того, основными критериями отбора инфраструктурных проектов сейчас являются общие параметры, связанные с эффективностью строящихся и планируемых к строительству объектов, при отсутствии показателей, характеризующих их экономические эффекты для муниципальных образований, регионов и организаций. В результате снижается качество схем теплои водоснабжения, на основании которых принимаются инвестиционные решения. Аудиторы СП установили также недостаточную взаимосвязь схем теплоснабжения и документов территориального планирования, что создает риски рассинхронизации этих документов.
Тема сетей тепло- и водоснабжения и водоотведения получила развитие и в обсуждении состояния жилищно-коммунального хозяйства, которое, по словам Ирека Файзуллина, нуждается в комплексной модернизации. Министр сообщил, что износ сетей составляет в среднем по стране 40%, а в ряде населенных пунктов и того больше. Запущенная программа модернизации коммунальной инфраструктуры поможет решить эту проблему. Только в 2023 году за счет всех имеющихся инструментов из федерального бюджета на модернизацию почти двух тысяч объектов было направлено свыше 324 млрд рублей.
О том, что для решения проблем ЖКХ законодателям надо принимать более системные, чем прежде, решения, говорил Сергей Пахомов. По его словам, необходимо будет проанализировать саму архитектуру взаимоотношений внутри этой системы. При этом главное — не ограничиваться рассмотрением частных вопросов, таких, например, как замена труб, а решить главную проблему отрасли — отсутствие рынка.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:
«У нас около двух десятков, по сути, прямых поручений в рамках послания президента. И совместно с коллегами мы будем работать над их качественным исполнением»