«Железная» школа на краю земли: в Магадане появилось первое в России учебное заведение, полностью построенное из сборных металлоконструкций
Проектное мастерская ITEM Дети поселка Ола в Магаданской области провели свой первый учебный год в необычной школе, которая отличается от любой другой по ряду параметров. Так, населенный пункт, расположенный в 30 км от региональной столицы на берегу Охотского моря, — классический спальный район Магадана с плотной жилой застройкой. При этом на всю поселковую детвору приходилось лишь две школы: средняя общеобразовательная (СОШ) и коррекционная, стоящие по соседству. Здание СОШ изначально было рассчитано приблизительно на 300 учеников, но училось в ней около 800 детей в две смены. И когда ее признали аварийной, правительство Магаданской области приняло решение о строительстве новой школы. Ее было необходимо возвести на свободном участке между старой и спецшколой, не прерывая занятий. За эту непростую задачу и взялись архитекторы из екатеринбургской проектной мастерской ITEM.
Следующее отличие нового учебного заведения — конструктив. Его выбор был связан с труднодоступностью и удаленностью региона. Строительные грузы туда доставляются несколькими способами. Летом можно добраться по грунтовым дорогам через Ханты-Мансийск. Однако в зимний период температура на трассе достигает -70 градусов. В таких условиях техника отказывается работать, у машин разрываются колеса. Второй вид сообщения — морской, со стороны Владивостока. В торговый порт Магадан ходят сухогрузы. И поскольку рынок стройматериалов в области не смог обеспечить строительство школы в полном объеме, большую часть материалов пришлось доставлять с «большой земли».
Оценив ситуацию, специалисты ITEM поняли, что традиционные методы с применением мелкоштучных материалов, пеноблоков или монолитных работ не подходят — логистические особенности региона сделают строительство слишком дорогостоящим и увеличат сроки строительства. И было выбрано необычное, но самое доступное решение — возвести школу из сборных металлоконструкций, лишь фундамент сделать железобетонным. Для него на площадке установили бетонорастворный узел, а подъемные краны и цемент доставили по морю.
Все стальные элементы изготавливались удаленно и отправлялись на место стройки также по воде. Несущие конструкции, колонны и ригели собирались из двутавров из черного металла, для перекрытий применили балки из тонколистового проката, поверх положили профлист и залили его бетонной стяжкой. Для стен использовали тот же профиль, но изнутри выполнили насечки таким образом, чтобы движение тепла по нему увеличивалось в несколько раз. Утеплитель находится между стойками, и 50 мм дополнительного слоя утепления покрывает всю конструкцию.
Еще одной особенностью Магаданской области является сейсмическая активность мощностью до 9 баллов. Поэтому в процессе предпроектных исследований специалисты ITEM рассчитали 250 направлений возможных толчков.
В целом строительство «железной» школы заняло приблизительно то же время, что и возведение образовательного учреждения из традиционных материалов в регионах с хорошей транспортной доступностью и развитым рынком строительных материалов.
На данный момент это единственная школа в России, полностью построенная из сборных металлоконструкций. Такую технологию строительства можно применить в различных регионах страны — удаленных и труднодоступных, с высокой сейсмической активностью или сложным производством строительных материалов. Например, в Арктике и южных регионах. Уникальность решения была подтверждена жюри премии 100+ Awards 2023, признавшим магаданский проект победителем в номинации «Лучшая инновационная разработка — материалы».
Андрей СОФРОНОВ, технический директор ITEM:
«Климат (долгая зима, сильные ветра, высокая влажность) определил и планировочные решения помещений школы, в которых дети проводят много времени. Чтобы им было комфортно, были продуманы большие многосветные пространства и атриумы. Мы создали «внутреннюю улицу», ведь школа сегодня стала гораздо большим, чем просто местом для получения знаний»