О чем мечтает молодежь: специалисты изучили взгляды молодых россиян на свое будущее жилье
Российский рынок недвижимости предлагает современному человеку богатейшую палитру форматов для проживания, от малогабаритных студий до больших загородных домов. Многообразие современного жилья демонстрируется в рекламе, художественных фильмах, в реализации градостроительной политики городов и оказывает влияние на формирование вкусов и жилищных предпочтений как у экономически активной части россиян, так и у молодежи. Оргкомитет премии Urban и Аналитический центр НАФИ в июле изучили взгляды молодых россиян на свое будущее жилье и их зависимость от текущих условий проживания.
Жилищные условия современной молодежи
Большинство современных подростков и молодых людей живут в квартире (59%), каждый четвертый – в частном доме (26%), а каждый десятый в коммунальной квартире, комнате или общежитии (15%).
Чаще всего, жилье, в котором проживает молодежь, является собственностью их семьи (88%), однако 12% участников исследования заявляют, что проживают в арендном или служебном доме или квартире.
Большинство участников опроса – 85% – демонстрируют неудовлетворенность текущими условиями проживания и хотели бы что-то изменить, однако в большинстве случаев молодые россияне выражают запрос на перемены в рамках имеющегося жилого помещения, например, сделать в нем ремонт, провести перепланировку или сменить дизайн интерьера. Запрос на переезд в другой дом или квартиру есть у 31% опрошенных.
Представления об идеальном жилье
Идеальное жилье, по мнению большинства молодых россиян, – это либо большая квартира в новостройке с хорошей отделкой, либо индивидуальный дом. Желательно, чтобы жилье было расположено в центре города (56%), чтобы в нем были отдельная спальня, гостиная, гардеробная, балкон, приветствуется типовая отделка от застройщика с проверенными вариантами планировки. Практически все рассматривают свое будущее жилье как тихое место для семейного времяпровождения и отдыха, а не для вечеринок. Непременное условие в отношении будущего идеального жилья – оно должно быть не арендное, а собственное.
Образ идеального жилья у представителей поколения «альфа» и «зумеров» практически во всем сходится. Единственным заметным отличием является представление о разделении пространства. У совершеннолетних молодых россиян, которые чаще являются более самостоятельными, живут без родителей и начинают заводить свои семьи, ориентация на идеальное жилье как на семейное пространство становится более выраженной.
Исследование также показало взаимосвязь между образом будущего жилья и текущими условиями проживания. Так, живущие с ограничениями индивидуального пространства – в общежитиях или коммунальных квартирах – чаще выбирают в качестве жилья формат коливинга (индивидуальная жилая комната и общее с другими жильцами жилое пространство – в 29% против 14% в среднем).
В целом 94% молодых людей считают, что идеальная жилая площадь должна быть их собственной. Особенно часто так думают те, кто на данный момент живет в собственном (не арендном) жилье (95%). Однако молодежь, проживающая в арендуемом жилье, реже думает, что идеальная жилая площадь будет принадлежать им (86%). Это же касается и молодых жителей коммунальных квартир и общежитий (86%).
Взгляд на организацию придомовой территории
Молодые россияне ожидают от идеального жилья максимальной организации придомовых территорий.
73% молодежи хотят видеть рядом со своим домом парк и зеленые посадки для прогулок, 62% – детскую площадку, 58% – спортивную площадку. 49% хотят, чтобы у дома была площадка для выгула питомцев, а 43% желают иметь огороженный двор.
Кроме того, для молодежи в идеальном жилье важны охрана двора или дома (39%), подземная парковка (38%) и спортзал в здании (37%).
Девушки в среднем предъявляют больше требований, чем юноши: парковая зона важна 79% девушек и для 64% юношей, детская площадка – 67% девушек и 55% юношей, площадка для выгула питомцев – 54% и 39% соответственно.
Говоря о внутреннем устройстве идеального жилья, в качестве неотъемлемых атрибутов называются спальня и гостиная (87% и 82% соответственно). Кроме того, молодежь выражает высокий запрос на наличие необязательных для современного жилья опций – балкона с оборудованной зоной отдыха (71%) и гардеробной (62%). Более половины опрошенных, кроме уже перечисленного, хотели бы иметь отдельную детскую комнату и столовую (57% и 52% молодых россиян соответственно). 44% говорят о желании иметь рабочий кабинет, 43% – кладовую.
Девушки также здесь более требовательны, чем юноши. Например, гостиную считают необходимой 85% девушек и 77% юношей, гардеробную – 68% девушек и 52% юношей.
«Как мы видим, исследование не подтверждает гипотезу о беспечности и излишнем потреблении молодежи, индивидуализме и нежелании начинать самостоятельную жизнь. Наоборот, как ни странно, представители поколения “альфа” и “зумеров” сходятся в жизненных установках и демонстрируют ориентацию на усердие и успех, важность собственной семьи. Рассуждая о недвижимости, респонденты настроены рационально: 79% считают, что нужно обзаводиться собственным (не арендным) жильем, 74% готовы ради этого жить в небольших квартирах, 85% подтверждают важность уюта в доме и 47% следят за трендами в интерьере. Идеальное жилье, по мнению большинства опрошенных, это отдельная квартира в большом городе, многоэтажном доме. В которой предусмотрены обособленные помещения (жилые комнаты, кухня, санузел) и желательно типовая отделка от застройщика», — резюмирует Ольга Хасанова, генеральный директор премии Urban.
Справочно:
В исследовании приняли участие две группы молодежи (всего 600 человек – по 300 из каждой): представители поколения «альфа» – подростки, те, кому сейчас от 14 до 18 лет; «зумеры» – молодые, но уже совершеннолетние россияне от 19 до 24 лет.