Регуляторика гласности: практику общественных обсуждений градпроектов возобновят
/FOTODOM До ухода депутатов на каникулы в Госдуму РФ успели внести законопроект №401118-8, предлагающий изменения в нормативную базу, регулирующую порядок реализации градостроительных проектов. Документ получил одобрение думского Комитета по строительству и ЖКХ. Предложенные поправки предполагают отмену введенного в 2022 году вето на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Напомним, что в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций прошлой весной был принят федеральный закон №58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», позволяющий правительству страны и высшим исполнительным органам власти субъектов РФ утверждать внесение корректировок в проекты генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки и межевания территории без обязательного согласования с населением. При этом изначально 58-ФЗ разрешал субъектам отказываться от этой процедуры лишь до конца 2022-го, но в декабре срок действия моратория был продлен на весь 2023 год.
Новая парламентская инициатива направлена на то, чтобы россияне имели возможность полнее реализовать свои гражданское права и участвовать в дискуссии по градпланам. Для этого депутаты и собираются откорректировать положения п. 2 ст. 7 58-ФЗ, исключив возможность для органов власти субъектов РФ произвольно отменять общественные обсуждения и публичные слушания при реализации градпроектов. Иначе это может привести к возникновению социальной напряженности на почве градостроительных конфликтов.
«Мы вносим законопроект, чтобы такая полемика вновь стала обязательной. Например, в Москве ее отменяли из-за пандемии. Потом вернули, но сделали рекомендательной», — заявил один из разработчиков документа, вице-спикер Госдумы РФ Владислав Даванков
Инициатива уже поддержана и другими парламентариями. В частности, заместитель профильного думского комитета Светлана Разворотнева заявила, что мнение людей надо учитывать: «Кризис кризисом, но отрасль сейчас на подъеме, и в городах должны прислушиваться к жителям. Загонять недовольство и несогласие в подполье — не очень правильный путь».
В качестве примера несовершенства нынешних механизмов урегулирования спорных ситуаций депутат привела случай из столичной практики. Так, в Москве был недавно построен мост в районе Нагатинский Затон. И поначалу замысел этого сооружения смотрелся не слишком привлекательно. Но в итоге все сложилось удачно, и проект все-таки удалось изменить. Правда, это случилось только после обращения к мэру Сергею Собянину, а не по результатам публичных слушаний. «А спрашивали бы горожан, тогда странных решений было бы меньше и вмешательств глав субъектов тоже бы не потребовалось», — считает Светлана Разворотнева.
В свою очередь, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике РФ Артем Кирьянов отмечает, что сегодня уже действительно нет ограничивающих факторов, из-за которых «мы об общественных обсуждениях на время забыли ». Поэтому будет правильным вернуться к их проведению. «Публичные слушания — это гарантия отсутствия недопонимания между всеми участниками градостроительного процесса, включая застройщиков, органы муниципальной власти и жителей, — уверен законодатель. — Благодаря им есть возможность сформировать понятную каждому человеку процедуру и высказать свое мнение тем, кто так или иначе связан с территорией, где идет строительство». Владислав ДАВАНКОВ, вице-спикер Госдумы РФ: «Прежде чем приходить к людям с благоустройством территорий, нужно сначала с ними поговорить. А сейчас мы видим, что в одних районах вместо деревьев сажают непонятные кусты, в других — втихую вырубают деревья и проводят какие-то работы, о которых людям ничего не известно. Так не должно быть, поэтому мы вносим этот законопроект»