Свободная ниша: российские производители МАФ могут работать с зарубежными конкурентами на равных
Денис Воронин/ АГН «Москва»
Владимир ТОЛСТИКОВ, руководитель отдела продаж Деденевского завода металлоизделий:
Раньше застройщики и компании, занимающиеся благоустройством территорий, делали акцент на внешнем виде и простоте, опираясь на свой личный вкус и видение парков. Сейчас все больше начинают проводить опросы местных жителей, учитывать их пожелания, создавать не просто безликие, однотипные проекты, а разрабатывать их под конкретные территории и запросы.
Еще один интересный момент: сегодня все чаще изготавливаются малые архитектурные формы (МАФ), предназначенные не для развлечения, а для практического применения — спортивные площадки, уличные тренажеры и т. д. При разработке эскизов учитывается не только внешний вид изделий, но и их функциональность, а производители все дальше уходят от примитивных конструкций. МАФ также все чаще стараются делать из экологически чистых материалов, с применением дерева и качественных металлов — для продления срока службы.
Понятно, что долгое время на российском рынке преобладали иностранные компании, решавшие глобальные задачи в сфере благоустройства территорий. Они нас многому научили: мы увидели, что люди больше обращают внимание на дизайн, функциональность и качество, а также поняли, что мы и самостоятельно можем производить МАФ (и даже качественнее, чем они). Как результат, сильной конкуренции в этом сегменте я не наблюдаю. Особенно с другими странами. МАФ — простые в производстве изделия, которые логистически невыгодно откуда-то тащить. Раньше производства у иностранных компаний были в России, но большинство из них на данный момент ушли из страны, ниша освободилась. МАФ кому-то же надо производить — мы сейчас, например, не успеваем даже закрывать заказы: их слишком много.
Среди российских компаний также конкуренции мало, но это вопрос короткого времени. Возможности отечественных предприятий практически ничем не ограничены. Конечно, бывают нестандартные заказы, с которыми иногда возникают некоторые сложности. Но производители достаточно быстро адаптируются к спросу потребителей, находят какие-то решения и сотрудничают с другими заводами или мастерскими, чтобы выполнить все пожелания заказчиков. Единственное, у заводов должно быть достаточное количество разнообразных заказов, чтобы оборудование, закупленное для производства нестандартных изделий, не простаивало. В противном случае предприятия несут убытки, обслуживая и покупая дорогостоящие станки, которые в итоге стоят без дела.
Определенной помощи игроки рынка ждут и от государства. Сейчас производственное оборудование дорогое и закупается за границей. Хотелось бы предоставления льготных кредитов на расширение и модернизацию предприятий. Тогда бы мы могли делать больше красивых и сложных вещей. «Необходимое оборудование в стране сегодня практически не производится, лазерных станков не хватает, поэтому приходится закупать такую технику в Китае и Турции. А это дорого, учитывая валютный курс»