Коммерческая недвижимость

Эксперты обсудили развитие гостиничной отрасли в России

До 2030 года инвестиционный потенциал сферы туризма в России, по данным компании Commonwealth Partnership (CMWP), оценивается в 2,45 трлн рублей. При этом в 2023-2024 годах власти запланировали направить около 8 млрд рублей на строительство модульных отелей в 38 регионах России. Субсидии позволят реализовать более 200 инвестиционных проектов и создать новые туристические объекты общей вместимостью около 6,5 тыс. номеров. То есть с одной стороны туристическая отрасль активно развивается и обладает большим потенциалом, а с другой стороны все еще остаются проблемы, тормозящие ее развитие, как и развитие внутреннего туризма в стране. Об этом, а также о тенденциях в отрасли журналистам в рамках бизнес-встречи рассказали игроки гостиничного рынка.

Основными проблемами отрасли, по мнению экспертов, являются отсутствие общего для страны туристического бренда, дефицит номерного фонда и развитой инфраструктуры, а также нехватка квалифицированных кадров и недостаточно высокий уровень сервисного обслуживания. «Туристический потенциал России огромный, но инфраструктуру необходимо развивать и количественно, и качественно. Сейчас набирают обороты культурно-познавательное направление и санаторно-курортное. Между тем, второе направление испытывает высокий дефицит предложения. Во многих регионах качественная санаторно-курортная база, существовавшая в советское время, была утрачена, и воссоздать ее не просто, поскольку трудоемкость санитарно-курортного бизнеса еще более высокая нежели гостиничная, и требует инвестиций в разы больше. Операционные затраты на гостя в этой отрасли тоже гораздо выше. Поэтому без поддержки государства развивать санаторную отрасль будет крайне сложно», — говорит президент Российского союза туриндустрии (РСТ), генеральный директор Национального туроператора «Алеан» Илья Уманский.

По его мнению, для повышения сервиса и качества предлагаемых услуг отрасли требуется механизм классификации, который необходимо разработать с учетом санаторной специфики. «Сегодня многие курортные гостиницы получают санаторную лицензию только для того, чтобы иметь льготу по НДС. РСТ уже обратился в Федеральную службу по аккредитации с инициативой о пересмотре подхода к классификации гостиниц санаторно-курортного профиля. После того, как механизм классификации будет пересмотрен, необходимо будет подключать надзорные органы к этому вопросу», — предложил Илья Уманский.

Игроки рынка также обратили внимание, что рентабельность гостиничного бизнеса сегодня убыточна: если в 2008 году она находилась в пределах 15%, то в 2019 уже была нулевой, а в 2022 опустились ниже 0-0,2%. «Сегодня развитие гостиничной отрасли происходит во многом благодаря мерам поддержки, которые оказывает государство. В частности, в рамках национального  проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» инвестору доступна возможность получения кредита по льготной ставке в размере 5% годовых. Механизм распределения бюджетных средств на финансирование подобных программ, предполагает подтверждение предоставления субсидии ежегодно, что формирует определенные риски у инвесторов, ведь в случае отмены или приостановки действия этой программы, банковский кредит будет пересчитан под рыночную процентную ставку, что автоматически ставит крест на возможности исполнить обязательства», — обозначил проблему Илья Уманский.
Управляющий партнер гостиничной компании ZONT Hotel Group Александр Гендельсман обратил внимание на глобальную задачу, которую необходимо решить, это маркетинг и развитие туристического бренда России. «Это привлечет иностранных туристов, к нам приедут платежеспособные иностранцы. И, как ни странно, это также положительно сыграет на активизации и продвижении внутреннего туризма в самой стране», — считает он.

Эксперты рассказали и о новых трендах на гостиничном рынке. Так, в качестве альтернативы санаториям и курортам появилось такое направление как хилинг туризм. Такие комплексы уже открылись в Петербурге, строятся на Байкале, в Калуге. Но и в этом сегменте не все так просто. «Есть определенные требования, которые справедливо предъявляется к такому типу отелей. Гости, приезжающие в такие места, хотят переключится, побыть в единении с природой, они принимают здесь определенные процедуры и сочетают их с нейромедитацией. Поэтому существуют требования к тому, как должен разговаривать персонал, в какой тональности, какая должна звучать в отеле музыка и прочее. Кроме того, такие отели должны иметь медицинскую лицензию и, соответственно, дипломированных медицинских работников в своем штате. Однако нехватка выпускников медвузов со специализацией санаторно-курортное лечение и восстановление как раз и тормозит развитие хилинг направления. Особенно сложная картина в регионах», — говорит исполнительный директор Группы компаний «Антерра» (развивает в России сеть хилинг-отелей Green Flow) Елена Нестеренко.

Что же касается имортозамещения в гостиничной индустрии, то, по словам Елены Крыловой, владелицы одноименной студии по дизайну интерьеров, специалисты почти полностью перешли в отделке помещений на российского производителя: от осветительных приборов до напольных покрытий. «Хотя при наличии большого количества российских производителей мебели, многие пятизвездочные отели продолжают отдавать предпочтение итальянским. Но в целом за год отрасль адаптировалась, научились обходится без некоторых зарубежных брендов», — подытожила она.

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»