Время и стекло: кирпичи Фальконье: технология как искусство
Антон Мастренков До 20 августа в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) будет работать выставка «Архитектура света», посвященная истории изобретения и применения оригинального строительного материала — стеклянного кирпича Фальконье. Свое название он получил по имени швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (Gustave Falconnier) (1845-1913 гг.). Созданные им в 1880-х годах «праотцы» современных стеклоблоков совершили настоящую революцию в мировой строительной практике. Начав с простых прямоугольных форм и перейдя к сложным и более трудоемким, Фальконье изготовил 16 моделей кирпичей из выдувного стекла, из которых две вертикально вытянутые модели округлой и ромбической форм стали его визитной карточкой.
Изобретение сразу же получило международное признание, в том числе на Всемирных выставках в Чикаго и Париже: профессиональное сообщество оценило оптимальную теплоизоляцию, легковесность, долговечность и декоративность. Новый материал, главной особенностью которого стала герметичная пустотелая конструкция с углубленными стенками, прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью, соединяя в себе функциональность и эстетику. Кирпичи Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений.
В 1893 году технология получила широчайшее распространение. Сделанные вручную стеклянные кирпичи использовали ведущие архитекторы — Эктор Гимар, Огюст Перре и Ле Корбюзье, — а география их использования варьировалась от США и Великобритании до Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900-1910-е годы, а дольше всего он продержался в СССР — в 1930-х кирпичи производили на заводе в Гусь-Хрустальном для книгохранилища Библиотеки им. В. И. Ленина. В стране до сих пор сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, Крестовоздвиженская церковь в Хвалынске, особняк Бурылина в Иванове, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте.
После Второй мировой войны стеклянные кирпичи уступили место стеклоблокам, изготавливаемым промышленным способом, без применения ручного труда: две отпрессованные пластины просто спаивали в единое целое. Это обходилось гораздо дешевле, получалось больше продукции и меньше брака. И сегодня стеклоблоки широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различных построек.
На выставке представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции МУАР и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевые экспонаты выставки — современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве флигеля «Руина». Новые блоки максимально соответствуют аутентичным кирпичам — оригинальные образцы были отсканированы, построены в виде 3D-моделей, напечатаны из пластика, а затем воссозданы из использованной стеклотары.
Елизавета ЛИХАЧЁВА, директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (2017-2023):
«Этот проект важен для нас не только как рассказ об одном из интересных изобретений прошлого, так мы расширяем палитру современной архитектуры и дизайна. Одной из задач выставки является актуализация технологии Фальконье и возобновление многогранности методов использования стекла в строительстве»