Материалы / Техника

Хорошо, но мало: российские дорожники нуждаются в отечественных машинах

/FOTODOM Высокие темпы дорожного строительства, развернувшегося в стране в последние годы, и еще более амбициозные задачи в этой сфере предполагают использование современной высокопроизводительной дорожно-строительной техники (ДСТ). При этом отечественные представители этого сегмента — до сих пор большая редкость, что в условиях экономических санкций закономерно вызывает беспокойство. Обстоятельный разговор о перспективах импортозамещения ДСТ состоялся на днях в Совете Федерации (СФ) РФ.

Неравнозначная замена

Открывая тематический «круглый стол», заместитель председателя Комитета СФ РФ по экономической политике Константин Долгов отметил, что доля используемой подрядчиками импортной ДСТ традиционно была высокой и во многих организациях достигала 80-90%. Поэтому сразу после ухода из России ряда иностранных компаний возник ее дефицит. Однако затем началось замещение продукции поставками из других государств, но появились сложности в обновлении иностранного программного обеспечения. В результате зарубежная спецтехника по‑прежнему доминирует в ряде сегментов ДСТ. Так, импортная продукция среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов — 81%, автогрейдеров — 70%, дорожных катков — 65%.

Судя по фактам, приведенным участниками парламентской дискуссии, замена продукции одних иностранных производителей на машины других была неравнозначной, и это может обернуться снижением качества дорожно-строительных работ. Как сообщил заместитель директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш») Вячеслав Пронин, в прошлом и нынешнем году импорт ДСТ, в особенности из Китая, бьет все рекорды. Но радости от этого мало, потому что, по его словам, она не отвечает требованиям технических регламентов, действующих в нашей стране. В связи с этим представитель «Росспецмаша» предложил обязать Минэкономразвития РФ провести проверку документов, подтверждающих соответствие завезенной на территорию страны китайской ДСТ российским нормативам.

Заметное оживление

Продолжая разговор, Константин Долгов напомнил, что приказом Минпромторга РФ в 2021 году был утвержден План мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники на период до 2024 года. Данная «дорожная карта» предусматривает повышение локализации производства техники и компонентов. Доля отечественной самоходной техники для строительства и обслуживания дорог, зданий и сооружений по сравнению с базовым 2020 годом должна возрасти к 2024-му с 25% до 45%.

В свою очередь, заместитель главы Минпромторга РФ Альберт Каримов сообщил, что принятые в отрасли меры поддержки охватывают весь жизненный цикл — от НИОКР до конечной реализации проектов. Кроме того, Агентством по технологическому развитию реализуется отдельная программа, нацеленная на создание собственной компонентной базы, что является приоритетом с точки зрения обеспечения технологического суверенитета. Активно поддерживаются инвестиционные проекты.

Подтверждением тому, что рынок ДСТ оживился, стало выступление директора Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей Алексея Бунчика, который привел пример успешного взаимодействия федеральных органов власти, производителей и подрядных организаций. Благодаря их совместным усилиям уже появился опыт использования отечественных асфальтоукладчиков, тогда как раньше в России применялись только импортные. В прошлом году ООО «НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» получило заказ на шесть асфальтоукладчиков, а в этом году — уже на 46. Однако, по словам Алексея Бунчика, проблемной остается ситуация с изготовлением лабораторного оборудования для испытания стройматериалов, производителей которого в стране явно недостаточно.

Вместе с тем, по мнению Константина Долгова, меры, принимаемые в соответствии с планом Минпромторга РФ, в целом имеют определенный эффект. Так, в I полугодии 2023 года отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за аналогичный период прошлого года, а общее производство ДСТ российскими заводами выросло на 31%. Однако, подчеркнул сенатор, из‑за малого объема производства наша продукция зачастую дороже иностранных аналогов, а ее качество еще не всегда соответствует высоким требованиям.

Полигон для новой техники

Сделать работу российской ДСТ более качественной и снизить до минимума влияние так называемого человеческого фактора поможет реализация инициативы, о которой на круглом столе рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов. В регионе проблему отсутствия отечественной ДСТ и комплектования ее цифровыми системами, а также отсутствия сервисного обслуживания решают путем импортозамещения агрегатов, производство которых локализовано на российских и белорусских заводах. В качестве примера чиновник привел автогрейдер ELAZ G 202, который благодаря дооборудованию может работать в режиме автопилота. В схеме размещения бортового комплекта оборудования на этом автогрейдере значатся выпущенные в России управляющий компьютер, сенсорный монитор, трехосевые датчики угла, фиксированные мачты, гидрораспределитель с дистанционным управлением и электронный блок управления клапанами и сбора данных.

Появление у российских дорожников отечественных машин, роботизация и автоматизация процессов давно назрели. Фарит Ханифов предложил создать условия для проведения заводских и производственных испытаний новой российской ДСТ на строительстве самых несложных объектов по всей стране. Речь идет о переводе грунтовых дорог, протяженность которых составляет 456,5 тыс. км (или 29,3% от дорожной сети страны), в щебеночные. «В качестве «пилота» в трех муниципальных районах республики уже построено 30 км дорог, — сообщил он. — Эффект был ошеломляющий. В тех населенных пунктах, куда были подведены щебеночные дороги, все участки в заброшенных деревнях были выкуплены выходцами из этих деревень. То есть на малую родину приходят люди строить жилье. Это очень хороший социальный эффект».

Таким образом, в цели и задачи пилотного проекта в Татарстане входят не только производство современной ДСТ с бортовым программным обеспечением, но и увеличение протяженности дорог с твердым покрытием и объема жилищного строительства в сельской местности. При этом, по словам Фарита Ханифова, возможно широкое применение местных материалов и уменьшение стоимости строительства муниципальных дорог с низкой интенсивностью движения.

Временная мера

Свои предложения по принятию мер, способных обеспечить бесперебойное выполнение дорожно-строительных работ, внес и заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Павел Малахов, по словам которого потребность в ДСТ на ближайшие четыре года составляет около 38 тыс. единиц. Он предложил ускорить разработку и принятие Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который откроет российский рынок для стран Евразийского экономического союза. Представитель НОСТРОЙ также заявил, что 90% ДСТ, находящейся сейчас в эксплуатации у строителей, — импортного производства, и одномоментно заменить ее на отечественную невозможно. Поэтому, чтобы не снижать темпы дорожного строительства, временной мерой поддержки отрасли мог бы стать льготный ввоз бывшей в употреблении западной техники. Кроме того, Павел Малахов рекомендовал всем отечественным производителям ДСТ войти в Реестр добросовестных производителей и поставщиков стройматериалов, машин и оборудования, который НОСТРОЙ совместно с Минстроем и Минпромторгом сейчас формирует на базе запущенного в прошлом году Каталога импортозамещения.

Константин Долгов согласился с позицией НОСТРОЙ в части важности бесперебойной работы действующей ДСТ и разделил озабоченность профсообщества перспективами обеспечения стройотрасли должным количеством техники. По его словам, полностью избавиться от импортной техники сейчас действительно невозможно, да такая задача никем и не ставится. Речь идет о критически важных позициях как ДСТ, так и материалов в дорожно-строительной сфере, и на этом сконцентрированы усилия государства. Решение этих задач, заверил сенатор, будет полностью соответствовать интересам строителей.

Константин ДОЛГОВ, заместитель председателя Комитета СФ РФ по экономической политике:

«Импортозамещение — это поступательный процесс, и есть критически важные позиции техники, по которым пока нет аналогов или отсутствуют их должное качество и количество. Как временная мера поддержки может выступать параллельный импорт»

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»