Движемся вверх? Лифтовая отрасль преодолела спад и набирает обороты
Алексей Щеглов Недавно в Москве состоялся XIV Всероссийский съезд работников лифтового комплекса — крупнейшее отраслевое событие года. В рамках его работы участники мероприятия рассмотрели широкий спектр вопросов, на которые предстоит дать ответы лифтовому сообществу, — от совершенствования нормативного регулирования и надзора до капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), производства лифтов и внедрения новейших технических решений. Сформулированные участниками съезда инициативы помогут повысить качество и безопасность эксплуатации выпускаемой заводами продукции.
Акцент на обновлении
В своем обращении к съезду председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин отметил, что перед лифтовой отраслью стоит множество непростых задач, включая импортозамещение. В рамках национальных проектов предстоит строить порядка 120 млн квадратных метров жилья в год, а значит, необходимо обеспечить лифтами огромное число МКД. При этом постоянно увеличиваются объемы капремонта, идет замена отслуживших механизмов. Только в бюджетном секторе на социально значимых объектах необходимо будет до 2025 года заменить около 15 тыс. лифтов, отработавших назначенный срок службы. В рамках решения этой задачи при содействии Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета реализуется проект по ускоренной замене лифтов в регионах, в том числе для владельцев специальных счетов. Одновременно инициирован проект о привлечении внебюджетных инвестиций для возможности предоставления госзаказчикам длительной рассрочки оплаты на замену лифтов в соцучреждениях на срок от 3 до 10 лет. Аналогичный инструмент уже более 5 лет используется для замены лифтов в МКД. Как выразил надежду Сергей Степашин, эта работа будет продолжена, и сегодня в предложениях Общественного совета и Национального лифтового союза (НЛС) сформулировано еще несколько важных механизмов, которые призваны привести лифтовое хозяйство в соответствие с техническими требованиями.
Тема обновления лифтового парка в МКД стала ключевой и в выступлении заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой. «Практически все согласны с тем, что без участия государства и соответствующей поддержки со стороны федерального бюджета проблему замены лифтов в МКД решить невозможно», — подчеркнула она.
Председатель Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская также отметила, что с заменами лифтов в МКД «не все так благополучно, как хотелось бы». При этом она высказалась категорически против озвученного недавно предложения «прихлопнуть спецсчета», наличие которых очень важно, так как благодаря им собственники жилья несут ответственность за свои дома, а не за недвижимость соседей. «Если, например, на спецсчете есть деньги только на 1,5 лифта из двух, то уже действует схема взаимодействия с конкретным домом, позволяющая заключить соглашения об оплате в рассрочку и произвести замену полностью», — пояснила свою позицию депутат, добавив, что наличие такой возможности устраивает и жителей, и производителей подъемных устройств.
На взгляд профессионалов
Как лифтовики будут решать стоящие перед отраслью задачи, в своем докладе осветил президент НЛС Виктор Тишин. По его словам, в последнее время получилось привлечь большее внимание властей к проблемам подъемного транспорта. Как результат, уже в июне должна быть готова «дорожная карта» по развитию лифтостроения. Плюс удалось создать все условия для установления Ростехнадзором с 1 сентября полноценного контроля за безопасностью использования лифтов. Правда, профсообщество пока «смущает несколько моментов», касающихся того, как ведомство намерено осуществлять свои функции. «Убран обязательный надзор, и теперь остались только внеплановые проверки. Но что это такое — не вполне понятно, поэтому нам всем нужно хорошо подготовиться к тому моменту, когда вступит в силу постановление правительства №1744», — предупредил глава НЛС.
Важное значение для дальнейшего развития отрасли имеют и формирующиеся наднациональные правила. Ранее в Технический регламент по безопасности лифтов Таможенного союза с подачи НЛС был внесен ряд добавлений. Но очевидно, что этот документ нуждается в дальнейшем усовершенствовании. «Мы ждем 1 декабря, когда должно быть принято решение по Техрегламенту ТС. И понятно, что в этом документе предусмотрено, что произведенная в странах Таможенного союза продукция должна свободно циркулировать в евразийской зоне. Но мы бы хотели не ждать, когда пять стран согласуют правила замены и сервиса лифтов, а решать такие более «мелкие» вопросы сами», — высказал пожелание Виктор Тишин.
Президент НЛС положительно оценил вклад, который вносит действующая национальная система профессиональной квалификации (СПК) в развитие лифтовой отрасли, в рамках которой за 6 лет было проведено почти 120 тыс. экзаменов и выдано 113 тыс. свидетельств. В настоящее время независимая оценка проводится по 49 наименованиям квалификации, и хотя проблем еще много, ясно, что этот фильтр работает и является преградой для непрофессиональных организаций.
Позитивная динамика
Представленная делегатам съезда статистика свидетельствует о том, что снижение числа замен лифтов в МКД закончилось, и спад 2022 года, когда в домах установили менее 10 тыс. новых подъемников, преодолен. В 2023 году удалось выйти по этому показателю на уровень 2021-го и даже немного его превзойти (заменено 18 тыс. единиц). Причем этот результат был достигнут вопреки тому, что из-за подорожания метала и действия прочих факторов стоимость одной замены выросла в среднем по стране с 2,7 млн рублей до 3,2 млн. «В 2021 году на замены лифтов в МКД было израсходовано 40 млрд рублей, а в прошлом — уже 75 млрд, то есть деньги нашли, число замен увеличили», — констатировал Виктор Тишин. Тем не менее, набранные в прошлом году темпы замен лишь позволяют не допускать дальнейшего старения парка подъемных устройств, в котором, по данным Ростехнадзора, числится 550 тыс. лифтов. «Количество лифтов, выработавших срок службы и подлежащих замене, составляет от 70 до 100 тыс. И эта цифра год от года не меняется», — выразил сожаление глава НЛС.
Впрочем, общая ситуация смотрится более благополучно, так как в совокупности в 2023 году в стране было принято в эксплуатацию свыше 41 тыс. лифтов.
«В 2021 году было введено в строй максимальное число в 45 тыс. лифов, затем последовал провал 2022 года. Поэтому результат, которого мы, несмотря на все проблемы и санкции, достигли в прошлом году, говорит о том, что отрасль преодолела кризис и продолжает восстанавливаться», — сказал Виктор Тишин.
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что по поставкам из-за рубежа ситуация серьезно изменилась. Из общего числа установленных в прошлом году лифтов в РФ было произведено 27 тыс. штук, в Белоруссии — 6 700, в КНР — 4 700, в Турции — 2 350. При этом доля китайских лифтов на рынке выросла с 4,71% в 2018-м до 11,2% сегодня; хотя турецких лифтов вводится в строй пока немного, но за этот же срок их процент увеличился шестикратно. К тому же если раньше в Россию свою продукцию поставляли 10 китайских фирм, то в настоящее время — более 30, а число турецких поставщиков увеличилось с двух компаний до двух десятков.
«В России работает 70 заводов, а число импортных поставщиков достигло сотни. Уже сейчас мы через три года эксплуатации лифта не можем найти его производителя. Поэтому мы очень рады, что установлен контроль Ростехнадзора в области сервиса, но в сфере производства его пока нет, и за поставками с заводов никто не смотрит», — предупредил Виктор Тишин.
Интегральный показатель
В заключение своего доклада президент НЛС привел статистику по аварийности, согласно которой с 2017 года происходит снижение числа несчастных случаев в ходе эксплуатации лифтов. В 2023-м в инцидентах погибли 4 человека (наименьшее количество за последние 7 лет).
«Интегральный показатель успешности нашей работы — число несчастных случаев. Мы очень надеемся, что принимаемые государством меры по усилению надзора за лифтами и увеличению их замен дадут результат. Но всем понятно, что в конечном счете безопасность обеспечивается достаточным финансированием безопасных технологий через счета квалифицированных предприятий. И другого пути нет», — резюмировал Виктор Тишин.
Оживленные дискуссии спровоцировал вопрос замены в действующих лифтах отдельных узлов и компонентов тех производителей, которые либо прекратили существование, либо ушли с отечественного рынка, на узлы, не предусмотренные изначально изготовителем лифтового оборудования и не указанные в документации, в том числе в паспортах на лифты и в сертификатах соответствия. По общему мнению, данная проблема разбивается на два аспекта: как юридически узаконить такую замену и как технически подтвердить, что новые лифтовые элементы станут работать безопасно и безотказно — и сами не выйдут из строя, и не сломают ранее установленное оборудование.
Один из вариантов выхода из ситуации — создание стандарта на модификацию лифтов, который уже находится в стадии окончательной редакции. Также по итогам съезда мероприятия был согласован ряд других инициатив, реализация которых увеличит темпы обновления лифтового парка и повысит безопасность эксплуатации подъемного транспорта.
Светлана РАЗВОРОТНЕВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:
«Владимир Путин дал поручение правительству в ближайшие сроки разработать комплекс мер, направленных на решение лифтовой проблемы. Мы, депутаты Госдумы, вместе с лифтовым сообществом будем внимательно следить за теми предложениями, которые формулирует правительство, и активно участвовать в их разработке для того, чтобы лифтовая отрасль и рынок развивались сбалансированно»