ЖКХ

Стратегия против тактики: какие факторы привлекут предпринимателей в «мусорный бизнес»

/FOTODOM

Феликс БЛИНОВ, генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал»:

В состав нашего холдинга входит региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Красноярском крае, где мы намерены сформировать современную систему обращения с отходами. Сейчас в столице этого субъекта ведется проектирование мусоросортировочного комплекса, который мы будем строить по концессии, а в дальнейшем рядом с ним планируем создать экотехнопарк для переработки отобранных вторичных материальных ресурсов. Таким образом, мы погружены в реформу обращения с ТКО с самого начала и на себе «опробовали» все плюсы и минусы реализации этой инициативы.

Напомню, президент России поставил цель достичь к 2030 году показателя по сортировке отходов в 100% и снижения их захоронения на 50%. Стратегическое задание поставлено верно, но вот путь, по которому мы идем, вызывает вопросы. Так, например, существенного снижения захоронения ТКО можно достичь только двумя способами: использованием отходов для производства альтернативного топлива и для производства техногрунта (компоста). Однако сейчас нет ровным счетом никаких предпосылок для инвестиций в запуск таких производств.

Декларируется, что в ближайшие годы в России появится 1 240 новых объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО. Чтобы они реально появились, необходима четкая и слаженная совместная работа бизнеса и государства. Как и в любой другой сфере, бизнесу нужны стабильные и прогнозируемые правила игры на среднесрочную перспективу: если отрасль будет лихорадить, пойдет постоянная смена законодательной базы и правоприменительной практики, то о существенных инвестициях говорить не приходится.

Вопрос поддержки со стороны власти, конечно, важен. Мусорные объекты — очень сложные, с повышенными требованиями к их устройству и функционированию. Плюс надо добавить во многом социальный характер услуги по обращению с отходами, так как основной образователь ТКО — население. Все эти факторы являются сдерживающими условиями для привлечения бизнеса в мусорную сферу. Поэтому для дополнительного притока инвестиций государство должно стать для предпринимателей не оппонентом, а помощником и партнером в решении их проблем.

Задача власти не только осуществлять административное регулирование отрасли, но и предоставлять более широкий функционал поддержки проектов, начиная с применяемых сейчас мер помощи в виде кредитного финансирования по сниженным процентным ставкам и заканчивая подбором земельных участков, инженерной и транспортной подготовкой территории.

Также необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы с целью повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с ТКО. Здесь речь идет как о концессионном законодательстве (так как концессии стали основным механизмом привлечения средств в этот сегмент), так и об отраслевом, в том числе в части регулирования тарифов.

Еще один важный момент, на который я не устаю обращать внимание, — это реализация в отрасли проектов действительно государственно-частного партнерства (ГЧП), а не государственно-государственного партнерства (ГГП) — когда государство «договаривается» с самим собой. При ГГП бенефициаром проекта становится выбранный в условиях ограниченной конкуренции подрядчик, который не заинтересован в снижении капитальных затрат на проект: их стоимость впоследствии компенсируют пользователи создаваемой инфраструктуры или услуги. В случае с ТКО эти затраты лягут в тариф для населения. Когда же проект реализуется в рамках ГЧП, частный инвестор заинтересован в снижении капитальных и операционных затрат в рамках жизни проекта, что, в свою очередь, снижает стоимость услуги для конечных потребителей.

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»