Консолидация усилий: лифтостроители готовы реализовать «дорожную карту» по развитию отрасли
19-20 марта в Москве состоялся I Евразийский конгресс лифтовой отрасли «ЛифтТехника 2024». Этот представительный форум был организован Евразийской лифтовой ассоциацией (ЕЛА) и компанией «Э-Лифт». В течение двух дней десятки участников, представляющих компании из России, Белоруссии и с новых российских территорий, обменялись мнениями о путях дальнейшего развития лифтостроения, мерах по увеличению загрузки производственных мощностей и повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Как отметил в своем обращении к участникам конгресса заместитель министра строительства и ЖКХ Александр Ломакин, на сегодняшний день важнейшая проблема отрасли — старение и износ парка лифтов в домах. Стоит задача повышения качества выпускаемой продукции, а руководству предприятий необходимо установить кооперационные связи и деловые контакты с потенциальными партнерами, что особенно важно в условиях санкционных действий со стороны недружественных государств. Наряду с расширением диалога между лифтостроителями из стран Евразийского экономического сообщества следует также стремиться к активизации отечественных производителей на международном рынке: это позволит увеличить выпуск российских комплектующих и ослабить зависимость от импорта.
Карта для отрасли
Александр Ломакин подчеркнул, что государство уделяет приоритетное внимание проблемам отечественного лифтостроения. Он напомнил, что Минпромом России во взаимодействии с Минстроем разработан проект плана мероприятий «дорожной карты» по развитию лифтовой отрасли в стране. В настоящее время этот документ после процедуры согласования в заинтересованных федеральных органах госвласти будет направлен в правительство заместителям премьера Марату Хуснуллину и Денису Мантурову на утверждение.
В «дорожной карте» особое внимание уделено вопросам создания механизмов господдержки производителей лифтового оборудования, инструментам дофинансирования программ по замене лифтов, а также актуализации правовых актов, регулирующих отрасль.
По мнению президента ЕЛА Олега Никандрова, мероприятия «дорожной карты» крайне позитивно отразятся на состоянии лифтовой отрасли. В последней редакции этого документа были учтены многие предложения представителей ЕЛА, сформулированные на научно-техническом совете ассоциации, и есть основание надеяться, что их реализация станет началом нового этапа в развитии лифтостроения.
Акцент на кадры
Выступившая следом директор ФАУ «РосКапСтрой» Юлия Максимова подчеркнула, что происходящее с лифтами — это история межведомственного взаимодействия, в рамках которого приходится решать сложные вопросы. «РосКапСтрой» готов более активно сотрудничать с лифтовиками. «Мы потребляем лифтовую продукцию как строители и представители ЖКХ, она является предметом капремонта, мы выступаем техническим заказчиком и осуществляем функцию строительного контроля. При необходимости нас могут привлекать управляющие компании для подготовки правильных технических заданий на проведение капремонтов, что открывает поле для сотрудничества ФАУ с лифтопроизводителями в целях более удобного продвижения ими своей продукции», — отметила директор учреждения.
Второе направление перспективного взаимодействия — образовательное. ФАУ располагает обширной сетью филиалов, где ежегодно осуществляется подготовка более 200 специалистов. На этой базе в настоящее время идет создание регионального центра, в работе которого смогут принять участие производители лифтов. В нем будет вестись подготовка сотрудников, способных работать с продукцией всех заводов, представленных в России. Реализация проекта внесет существенный вклад в ликвидацию кадрового дефицита в отрасли. Кроме того, «РосКапСтрой» активно занимается профориентацией молодежи и готов также более активно сотрудничать с лифтовиками.
На собственной частоте
По словам гендиректора Щербинского лифтостроительного завода Валентина Чернобаева, на сегодняшний день лифтовиками сформулирован ряд прогрессивных инициатив. В первую очередь они направлены на расширение программ субсидирования факторинга, касаются вопросов поддержки производителей и капремонта. При этом прошедший год был довольно успешным для предприятия: ему удалось нарастить выпуск продукции, и при условии поддержки отрасли позитивное развитие продолжится.
В свою очередь, гендиректор METEOR Lift Игорь Майоров выразил мнение, что сейчас важнейшая задача — освоение новых видов продукции и компонентов в России и Белоруссии, и решать ее надо в тесной кооперации с машиностроителями. По его оценке, в отрасли имеется неплохой потенциал по производству электрической продукции, безредукторных лебедок, силовой и микроэлектроники. «Сегодня мы ведем работу по созданию российского частотного преобразователя и через некоторое время поделимся результатами этого проекта», — сообщил производственник.
По оценке участников мероприятия, локализация на территории России производства лифтовых компонентов на уровне 90% не является чем-то невозможным. Уже сегодня многие компании внедряют новые технологии в производство всех своих моделей и активно проводят унификацию продукции, выходят на выпуск узлов безопасности, рассчитанных на скорость 2,5 м/сек. и т. д. В частности, есть предприятия, способные в 2024 году уже от 80% (Карачаровский завод) до 100% лифтов (Серпуховский завод) выпускать с безредукторными лебедками. Впрочем, приходится констатировать, что часть заказчиков пока не готова эксплуатировать такую современную продукцию. Также наблюдается серьезный разрыв между технологическим уровнем оборудования заводов и их продукцией и квалификаций работников, которые его монтируют и эксплуатируют. Поэтому необходимо укрепление коммуникации предприятий с монтажными и сервисными организациями.
Всеми участниками конгресса было также поддержано предложение по помощи оборудованием лифтостроителям Донбасса. Кроме того, одним из основных векторов деловой программы стало обсуждение деталей проведения выставки «Лифт Экспо. Москва», которая пройдет 9-11 октября.
Александр ЛОМАКИН, первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«Мероприятия «дорожной карты» по развитию лифтовой отрасли будут способствовать достижению технологического суверенитета и загрузке производственных мощностей заводов-изготовителей»
Игорь МАЙОРОВ, гендиректор METEOR Lift:
«Мы работаем на стыке машиностроения с другими отраслями, и наши специалисты должны обладать широким комплексом знаний в области механики, электротехники, строительства и т. д. Поэтому важно взаимодействовать с профильными вузами, повышать популярность рабочих профессий и уже сегодня создавать кадровый резерв из молодежи»