На зависть Парижу: Владимир Жидкин о главных достижениях Новой Москвы за 11 лет
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы 1 июля 2012 года к Москве были присоединены новые территории, благодаря чему площадь столицы увеличилась в 2,5 раза. За прошедшие годы Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) буквально преобразились, более того, именно эта часть города демонстрирует самые высокие темпы градостроительного развития. Об изменениях, произошедших в жизни Новой Москвы, и о планах на будущее «Стройгазете» рассказал глава Департамента развития новых территорий столицы Владимир ЖИДКИН.
Владимир Федорович, с какими градостроительными итогами подходит Новая Москва к своему дню рождения?
ТиНАО традиционно демонстрируют высокий уровень ввода различных объектов. Только с января в новых округах построено и сдано в эксплуатацию свыше 1 млн квадратных метров недвижимости, всего же в этом году на территории ТиНАО планируется построить не менее 2,5 млн «квадратов», из них порядка 1,8 млн жилья. Однако я уверен, что по итогам года объем ввода будет значительно больше.
Если говорить о градостроительных результатах в целом за 11 лет, то отмечу, что за это время возвели свыше 23,7 млн «квадратов» жилья и еще почти 6 млн нежилых объектов. При этом планы на будущее еще масштабнее: по утвержденным на сегодня Правилам землепользования и застройки Москвы предусмотрено строительство еще более 30 млн квадратных метров жилья и свыше 35 млн кв. метров коммерческих, деловых или производственных объектов.
Расскажите, пожалуйста, о принципах, по которым все эти годы развиваются новые округа…
С момента их присоединения к столице при планировании и строительстве мы реализуем принципы комплексного развития территорий и сбалансированной застройки. Не менее важно и то, что Москва выстраивает отношения с девелоперами на партнерских началах.
Считаю, что именно такой подход смог обеспечить рост привлекательности новых территорий и их устойчивое комплексное развитие. Одним из наиболее показательных результатов этой политики стало увеличение численности населения Новой Москвы.
Транспортное строительство остается важнейшим условием развития Новой Москвы?
Вопрос формирования транспортного каркаса ТиНАО был одним из ключевых на момент вхождения этих территорий в состав столицы. Мы понимали, что предстоит колоссальная по масштабу и сложности работа, но развитие транспортной инфраструктуры — обязательное слагаемое успеха всего проекта.
Наличие крупных узлов дорожного, железнодорожного и воздушного транспорта позволяет обеспечить высокое качество транспортных услуг как жителям, так и бизнесу, и при этом создает комфортные условия передвижения и гарантирует эффективность всех типов грузоперевозок, в том числе международных.
Благодаря этой особенности территория Новой Москвы может выполнять функции крупного распределительного хаба, давая возможность обрабатывать грузы, доставляемые различными видами транспорта, объединяя все грузопотоки в одном месте, позволяя девелоперам минимизировать время обработки товаров и увеличивать спектр предлагаемых услуг. В конечном итоге повышаются доступность и качество транспортной логистики при осуществлении грузовых перевозок.
Поделитесь в этой связи итогами и планами дорожного строительства в ТиНАО.
В результате нашей работы после строительства и реконструкции введено 364 км автомобильных дорог, в том числе 68 сложнейших дорожных сооружений, среди которых 5 путепроводов через железнодорожные пути и 37 пешеходных переходов. В итоге плотность движения на территории Новой Москвы снизилась на 15%, а плотность улично-дорожной сети, в свою очередь, увеличилась на 50%.
Конечно, дорожное строительство продолжается и сегодня: только по итогам этого года планируется ввести 32 км автомобильных дорог. Самый крупный проект — автодорога «Варшавское шоссе — Андреевское — Яковлево» (11,9 км). Продолжается строительство автодороги «Мамыри — Пенино — Шарапово»; в прошлом году началось строительство автодороги «Калужское шоссе — деревня Бачурино — трасса «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе». На сегодняшний день также реализуются проекты развития улично-дорожных сетей Троицка и поселка Мосрентген. Кроме того, планируется расширение дорожной сети в Коммунарке.
Проектами предусмотрено, что к 2026 году общая протяженность новых дорог в рамках развития транспортной инфраструктуры ТиНАО и прилегающих к ним территорий составит порядка 530 км.
А что со строительством железных дорог и метро?
Развитие внеуличного транспорта — важная часть формирования единого транспортного каркаса Новой Москвы. За годы жизни в составе столицы на присоединенных территориях уже построены и открыты восемь станций метрополитена, в настоящее время продолжается активное строительство Троицкой, Калининско-Солнцевской и Сокольнической линий. В ближайшие два года предполагается возвести еще семь станций, а к 2027-му — еще шесть, всего же к 2032 году здесь будут принимать пассажиров 24 станции. В конечном итоге новые линии и станции подземки значительно улучшат доступность отдельных территорий и населенных пунктов. Мы уверены, что развитие сети метро будет способствовать экономическому росту Новой Москвы и привлечению в нее инвестиций.
Большую роль играют и железные дороги. Жители ТиНАО с нетерпением ждут запланированного на сентябрь открытия Московского центрального диаметра-4. Он создаст новую сквозную линию наземного метро, которая пройдет через Москву с запада на восток и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы — Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский.
Давайте поговорим о не менее важной социалке…
Следуя нашим принципам, одновременно с жилой застройкой, а порой даже с опережением, мы не только развиваем транспорт, но и возводим в необходимом количестве социальную инфраструктуру: школы, детские сады, поликлиники и медицинские стационары. Так, к настоящему времени в ТиНАО уже построено 86 детских садов, 40 школьных зданий, 18 поликлиник и станций скорой помощи, причем 108 соцобъектов возведены за счет частных средств. Это объясняется тем, что девелоперы реализуют проекты комплексной застройки, в основе которых заложена необходимость строительства социальных объектов. При этом и город не остается в стороне: мы строим такие объекты точечно, тем самым нивелируя проблему географической удаленности в пределах конкретных поселений и минимизируя потоки маятниковой миграции.
Хочу отметить, что темпы строительства объектов социальной направленности не только сохранятся, но даже возрастут: в ближайшие пять лет, например, планируется построить 70 детских садов, 54 школы и 17 зданий для учреждений здравоохранения.
Продолжая тему строительства объектов образования, расскажите о планах по созданию университетского кластера. В какой стадии этот проект?
В свете требований времени это, безусловно, очень важный объект. Университетский кластер планируется построить в административно- деловом центре (АДЦ) в поселке Коммунарка. Создание единой современной образовательной площадки позволит сосредоточить ряд профессиональных учебных заведений столицы в одном месте.
Предполагается, что он разместится рядом с парковой зоной. Кстати, парк и кластер спроектированы по принципу связности учебных, спортивных и рекреационных зон с местами учебы и проживания. Каждая из них будет соединяться с другими с помощью тщательно продуманных пешеходных маршрутов и транспортного каркаса.
Большое внимание уделяется и строительству спортивных сооружений. Каковы итоги и планы в этом направлении?
Развитие спортивной инфраструктуры — это тоже важная часть формирования полноценной и комфортной городской среды. Стоит заметить, что строительство таких сооружений финансируется как из бюджета города, так и из средств девелоперов.
Москва сегодня проектирует и строит в поселениях Воскресенское и Мосрентген физкультурно- оздоровительные комплексы с бассейнами и тренажерными залами, а в поселении Внуковское — спортивный центр с бассейном, ледовой ареной и тренажерным залом. Также ведется строительство спорткомплекса в поселении Киевский и ледовой арены в Щербинке. Продолжается возведение спортивных сооружений для зимних видов спорта: горнолыжного склона в поселении Щаповское и всесезонного спортивно-развлекательного комплекса рядом со станцией метро «Прокшино». До 2024 года планируется завершить строительство Троицкой спортивно-оздоровительной базы «Лесная».
Один из самых масштабных и перспективных инвестиционных спортивных объектов появится на территории жилого комплекса «Новое Внуково» — современный спорткомплекс станет крупнейшей площадкой подготовки команд по баскетболу и местом проведения чемпионатов, первенств, кубков России и других соревнований, а также международных спортивных мероприятий. Это будет уникальное здание с нестандартным архитектурным обликом: его украсит центральный фасад в форме баскетбольной корзины. Инвестор планирует открыть комплекс до 2025 года.
Нельзя не назвать и другой уникальный проект, реализуемый на частные деньги, — спортивно-событийный кластер «Прокшино». В его структуре предполагается наличие всесезонного курорта с горнолыжным склоном, ледовой арены, академии спорта, аквакурорта.
Насколько равномерно развиваются новые территория, можно ли выделить какие-то центры деловой активности?
Вся Новая Москва условно разделена на три пояса урбанизации. На сегодняшний день точки роста, попадающие в первый пояс, пока развиваются активнее. Этому есть объяснение: интенсивность урбанизации прямо пропорциональна развитию транспортных и инженерных связей, над чем город сейчас активно работает. Но мы считаем, что по мере укрепления транспортного и инженерного каркасов будут активнее развиваться также второй и третий пояса урбанизации.
На данный момент среди наиболее активно развивающихся центров можно отметить площадку АДЦ «Коммунарка», инновационный центр «Сколково», индустриально-логистический центр «Бекасово», спортивно-событийный кластер «Прокшино», территории вблизи аэропорта Внуково или вдоль ЦКАД, а также рекреационно-туристическую зону «Красная Пахра», Рублево-Архангельское.
Как вы оцениваете производственный потенциал Новой Москвы в целом? Есть ли у инвесторов планы по строительству новых промышленных объектов в ТиНАО?
Формирование полноценной городской среды подразумевает создание точек деловой активности и мест приложения труда в непосредственной близости от жилых кварталов. Объективно территория этих округов является сегодня едва ли не самой удобной площадкой в Москве для создания новых промышленных центров. Инвесторы по достоинству оценили наши усилия по развитию транспортной и инженерной инфраструктур, столь необходимых для повседневной деятельности на этих территориях, и активно вкладываются в строительство производственно-промышленных объектов.
Таким образом, не вызывает сомнения, что Новая Москва становится драйвером экономического роста всего города. Если к моменту вхождения в состав столицы в ней было около 84 тыс. мест приложения труда, то за последние годы здесь создано порядка 220 тыс. рабочих мест, еще не менее 30 тыс. появится до конца 2025 года. Уже согласовано размещение в поселении Десеновское крупномасштабного фулфилмент-центра, который даст городу до 7 тыс. рабочих мест. В районе Бекасово будет построен один из самых крупных индустриально- логистических центров всего Московского региона. Планируется, что он сможет оказывать услуги торговым и производственным компаниям в хранении, погрузке-разгрузке, сортировке и обработке грузов, на его территории также могут быть размещены дополнительные производственные центры.
Согласно проекту, следующим этапом развития Новой Москвы в этом направлении станет освоение земель, расположенных вдоль ЦКАД: на прилегающей к трассе территории может быть построено порядка 5 млн «квадратов» недвижимости, 80% которой относятся к нежилой — технопарки, логистические центры, офисные и бизнес-площадки. Специалисты и эксперты считают, что такой объем строительства в этой локации может создать порядка 100 тыс. рабочих мест.
Вы упомянули АДЦ «Коммунарка»…
Расскажите о реализации этого проекта. Фактически здесь будет сформирован второй «Сити», лишь немногим уступающий по масштабам и значимости основному деловому кварталу: АДЦ «Коммунарка» разместится на территории 469 гектаров, на которой планируется построить примерно 7 млн квадратных метров недвижимости. При этом на каждый квадратный метр жилья будет приходиться около 6 «квадратов» офисно-деловой недвижимости. Реализация этого проекта потребует порядка 500 млрд рублей инвестиций и даст Москве более 160 тыс. рабочих мест.
Что уже сделано к настоящему времени?
Работа проведена серьезная: на площадке перспективного развития построено 17,8 км дорог и 49,6 км инженерных сетей, создан многопрофильный клинический центр «Коммунарка», который внес огромный вклад в борьбу с пандемией COVID-19 в Московском регионе: эта больница стала, по сути, центром и символом борьбы с эпидемией коронавируса. Добавлю, что помимо этого уже возведены здания префектуры ТиНАО, управления внутренних дел по Новой Москве и открыты две станции метро — «Ольховая» и «Коммунарка».
Новая Москва — это еще и «легкие» столицы. Как идет работа по созданию и обустройству парков, зеленых зон, рек, сохранению лесных массивов?
Новые округа обладают колоссальным рекреационным потенциалом. При разработке схем территориального планирования и Генплана особое внимание уделялось вопросам сохранения, реконструкции и благоустройства имеющихся парков и появления новых, причем для каждого из них была разработана оригинальная концепция. На сегодня в округах уже создано свыше 20 оздоровительных, историко-культурных, спортивных, археологических, зоологических и сельскохозяйственных парков, а к 2035 году на территории Троицкого и Новомосковского округов столицы планируется создать 86 парков общей площадью 12 тыс. гектаров.
Хочу отметить, что активная работа по новым парковым зонам ведется уже сегодня. Согласно проекту, они будут представлять собой благоустроенные территории с детскими и спортивными площадками, удобными лавочками и современным освещением. Средства на обустройство большинства зеленых зон в ТиНАО выделяются из городского бюджета и бюджетов поселений, однако значительную часть проектов финансируют сами девелоперы.
Такое развитие требует больших денег. Сколько средств уже проинвестировано в ТиНАО? Какой объем вложений ожидается в будущем?
Новая Москва была и остается «лакомым кусочком» для девелоперов и застройщиков. И цифры это подтверждают: сегодня можно с уверенностью говорить о том, что объем инвестиций в развитие новых округов превысил 3,4 трлн рублей, из них порядка 2,7 трлн — частные вложения. Таким образом, львиная доля инвестиций — это деньги внебюджетных источников, то есть получается, что на каждый рубль бюджетных инвестиций приходится практически четыре «внебюджетных» рубля. Мы прогнозируем сохранение объемов инвестиций и соотношения государственных и бюджетных средств. По нашим расчетам, к 2035 году будет преодолен порог в 7 трлн рублей инвестиций.
Что вы считаете главным итогом развития ТиНАО за эти 11 лет?
Самое главное — Новая Москва состоялась как грандиозный градостроительный проект не только в масштабах России, но, по меньшей мере, в масштабах всей Европы. Вспомните, как мы когда-то равнялись на опыт Большого Парижа. Прошло лишь несколько лет — и теперь уже Большой Париж с завистью смотрит на Новую Москву.
Владимир ЖИДКИН, руководитель Департамента развития новых территорий Москвы:
«ТиНАО для проживания и работы выбирают в основном молодые люди в возрасте 26-35 лет (44% покупателей жилья). Кстати, 70% всех, кто сюда переезжает, — семьи с детьми»
3,4 трлн рублей составил общий объем инвестиций в развитие Новой Москвы с 2012 года