Не без сложностей: строительная отрасль готовится к обязательному использованию ТИМ
/FOTODOM Текущий год станет переломным в вопросах внедрения цифровизации в стройке: с 1 июля при реализации проектов капитального долевого строительства все застройщики должны использовать технологии информационного моделирования (ТИМ). При этом исследования «ДОМ.РФ» показывают, что только 20% строительных компаний сегодня используют цифровую модель объектов.
Преодолеть противоречия
Данные Системы мониторинга Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) тоже не оптимистичны: анализ показывает рост доли контрактов без применения ТИМ в 2023 году. Сейчас в системе есть сведения о 1 335 контрактах в разных регионах; больше всего их заключено в ЦФО — 259, из которых 232 — без требований к ТИМ, и только в 27 такие требования прописаны; в Сибирском ФО — 180 контрактов без ТИМ, 70 — с ТИМ; в Поволжском ФО — 152 и 10 соответственно; в Москве — 126 без требований к ТИМ, 42 предусматривают создание цифровой модели. Такие данные были приведены на совместном заседании научно-консультативной комиссии и комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли. «Год становится переломным для членов СРО и в первую очередь для подрядных организаций застройщиков, которым будут предъявлены жесткие требования, основанные на нормативных актах. И эти требования придется исполнять», — напомнил, выступая на заседании, председатель научно-консультативной комиссии, координатор НОСТРОЙ и Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко.
Однако достичь поставленных в законодательстве целей будет непросто. С внедрением цифровых моделей есть определенные сложности. Зачастую, чтобы внедрить такую информационную технологию, нужно практически перестраивать в компании все бизнес-процессы.
При этом неисполнение требований законодательства влечет за собой ответственность не только для предприятий, но и для всего СРО, в том числе компенсационными фондами.
Как отметил глава НОСТРОЙ Антон Глушков, пока еще существует определенное противоречие между требованиями законодательства и интересами муниципальных заказчиков, которые не готовы к работе с ТИМ. Есть частные застройщики, которые технологии используют, но программное обеспечение отличается от того, которое предлагается использовать «муниципалам». Это противоречие нужно устранять. «У нас очень сильно разошлись те продукты, которые должен использовать государственный заказчик, и те, которые хорошо воспринимаются рынком. В результате стоит вопрос: на чем нужно учиться — на тех продуктах, которые разрешили для государственного муниципального заказа, либо на тех, которые максимально проработаны и известны, но не являются отечественной разработкой, а значит, имеют ограничения?» — задал вопрос Антон Глушков.
Учиться не поздно
Изначально, отметили собравшиеся, идея была здравая: компании, разработавшие удачные и пригодные к тиражированию проекты, помещают их цифровую модель в общую базу. Коллеги могут оттуда взять нужное им решение и, адаптировав его для своего проекта, использовать, что удешевляет и ускоряет процесс проектирования и строительства. Однако отсутствие единого программного обеспечения делает это невозможным.
По словам главы НОСТРОЙ, это сложный вопрос, требующий решения на государственном уровне, потому что можно создать множество библиотек проектных решений, при разработке которых использованы разные программные продукты, — в этом случае круг пользователей будет крайне ограничен.
Кроме того, чтобы работать в ТИМ-проектировании, нужно учиться. Один из самых эффективных путей — обучение на конкретных объектах, считает Антон Глушков. Есть ряд проектных организаций, которые одновременно выполняют государственные и частные заказы. По мнению президента НОСТРОЙ, оптимальный путь — брать конкретный проект и на нем начинать обучение.
«Хорошая практика, — отметил Антон Глушков, — сложилась в Сибири, где уровень цифровизации среди застройщиков выше, чем в других регионах. Лидерами по внедрению ТИМ являются объекты финансово-промышленной группы». Своим опытом сибиряки готовы делиться, но для этого, отметили участники заседания, должны проводиться системная информационная, разъяснительная работа и популяризация работы с ТИМ.
Заказчик vs подрядчик
Не менее актуален вопрос законодательного регулирования ответственности — кто же должен отвечать за ведение цифровой модели объекта? Руководитель рабочей группы научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, директор департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Наталья Разумова напомнила, что в соответствии с сегодняшним законодательством обеспечение формирования цифровой модели лежит на техническом заказчике, но, как показывает анализ нормативных актов, может быть возложено и на подрядчика. При этом в случае нарушений ведения информационной модели весь спектр от гражданской до уголовной ответственности лежит на нарушителе. То есть если это государственный муниципальный контракт, то, если работа по ведению цифровой модели возложена на подрядчика, ответственность в результате будет лежать на СРО, членом которой он является.
«С момента создания цифровой модели до момента передачи объекта в эксплуатацию ее обязан вести заказчик, — подчеркнула Наталья Разумова, — подрядчику же должны быть разъяснены аспекты создания и ведения цифровой модели. Это нюанс, по которому надо обязательно работать с заказчиком, продолжать его просвещать».
Но остается проблема, на которую обратил внимание Антон Глушков, — заказчик заказчику рознь. «К сожалению, процесс укрупнения государственных муниципальных заказчиков идет очень сложно. У нас был проект по анализу строящихся школ и капитального ремонта школ. Выяснилось, что по-прежнему 30% заказчиков — директора школ. И когда мы говорим, что заказчик должен вести цифровую модель, — он даже слов таких не знает. Очевидно, что в этом случае подрядчик справится лучше».
Поэтому, считает глава НОСТРОЙ, нужно ставить более общую задачу для муниципальных проектов. Необходима консолидация на уровне крупных муниципалитетов — создание единого заказчика. Также участники заседания отметили потребность в создании школы подрядчика и заказчика, где разъяснялись бы правовые и другие аспекты.
Председатель комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасти Ирина Кузьма обозначила несколько направлений работы, направленной на то, чтобы процесс цифровизации стройки сдвинулся с места. В их числе — анализ реальных требований, имеющихся в контрактах по информационному моделированию; мотивация различных строительных компаний по внедрению и ведению цифровой модели. Пока реальным мотиватором является только государство. Сегодня же стоит задача хотя бы вносить информацию о строящихся объектах в единый реестр. «Это, собственно говоря, то, что нужно государству. Но вот почему это нужно бизнесу, пока никто не понял, над этим надо подумать», — отметила Ирина Кузьма. Прозвучало и еще одно важно предложение — помочь регулятору с точки зрения вариативности использования программного обеспечения.
Если все эти вопросы будут решены, у цифровизации есть шанс стать не «обязаловкой», а реальным эффективным механизмом.