Обновление печати: 67-й павильон ВДНХ отреставрируют впервые за почти 70 лет
Пресс-служба ВДНХ Столичные реставраторы приступили к работам над объектом культурного наследия федерального значения — павильоном ВДНХ №67 «Карелия», также известным как «Советская печать». Это будет первое с момента постройки капитальное обновление уникального здания — одного из трех на выставке с богатой деревянной резьбой и единственного — с деревянными скульптурами.
Проект павильона для экспозиции Карело-Финской ССР (КФССР) был разработан в 1950 году Алексеем Резниченко в соавторстве с молодым архитектором из Петрозаводска Фаридом Рехмуковым, а реализован в 1954-м.
Правда, собственным зданием республика довольствовалась недолго: в 1956 году КФССР была преобразована в Карельскую Автономную ССР в составе Ленинградской области, и все посвященные Карелии материалы, в том числе известная скульптура «Рунопевец», стали демонстрироваться в 64-м павильоне «Ленинград и северо-восток РСФСР».
В освободившемся здании в 1957-м открылась экспозиция «Академия наук СССР», в дальнейшем получившая название «Наука», где, кстати, впервые была представлена модель искусственного спутника Земли. Через два года павильон вновь сменил специализацию — на «Культуру и быт народов РСФСР», а с 1964-го в нем уже показывали достижения «Целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности».
«Долгожителем» павильона стала экспозиция «Советская печать»: образцы продукции всех центральных и республиканских издательств СССР выставлялись здесь с 1967-го по начало 90-х годов прошлого века. Затем здание еще несколько раз меняло «постояльцев»: в нем была зимняя резиденция Деда Мороза, выставки «Первый деревянный заповедник», «Жизнь с вирусами» и т. д. Только в 2003 году в 67-й вновь вернулась «Карелия». Понятно, что после столь долгой и насыщенной жизни павильону потребовалась реставрация, тем более, что архитектурное решение у него действительно очень оригинальное.
Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов Русского Севера. Фасад украшен природными материалами и решен в виде шестиколонного портика с мощным фронтоном, в тимпане которого помещено пять монументальных рельефов скульптора Льва Кардашева. Его работы посвящены основным отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию, лесному хозяйству, животноводству и рыболовству. Сами колонны при этом облицованы красным финским гранитом и украшены накладками из меди. Венчает фронтон резной щит, обрамленный лавровым венком и развернутой книгой. До 1957 года на нем держался позолоченный бронзовый герб КФССР, сейчас — герб РСФСР с фасада несохранившегося павильона центральных промышленных областей России.
Входные резные двери работы художника Николая Чижова украшают переплетения еловых ветвей, фигурки птиц и белок, изящная ручка с еловой шишкой. Все это будет бережно отреставрировано, как и фронтон с фигурами рабочих и барельефом со сценами хозяйственной деятельности тружеников села на фоне карельской природы.
Оформление интерьеров четырех залов павильона когда-то тоже отражало самобытный образ и национальные особенности КФССР. Некоторые залы были декорированы резьбой по дереву и мотивами национальной вышивки с карельскими народными орнаментами. В отделке интерьеров использована карельская береза. После 1957 года первоначальный внутренний декор утрачен. Реставраторы уже изучили архивы и планируют частично воссоздать потерянные элементы. Также по историческим образцам, старым чертежам и фотографиям будут воссозданы паркеты антресоли, лепной декор, дверная фурнитура и полы из метлахской плитки в вестибюле.
Особое внимание уделят всем знаковым деревянным деталям — их восстановление пройдет по отдельно разработанной методике
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
«После проведения всех реставрационных работ в павильоне №67 будет создано универсальное выставочное пространство»