Инфраструктура

Что нам стоит мост построить: сенаторы предложили пути повышения эффективности финансирования железнодорожной инфраструктуры

/FOTODOM В прошлом году началось финансирование из федерального бюджета восстановления аварийных мостов в стране. Как сообщил на завершившем весенне-летнюю сессию 550-м заседании Совета Федерации (СФ) РФ в рамках «парламентской разминки» заместитель председателя Комитета СФ РФ по экономической политике Ирек Ялалов, первый год реализации мероприятий государственной программы по мостам и путепроводам в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» можно считать очень успешным. Он также отметил существенное перевыполнение плана по капитальному ремонту искусственных сооружений на региональных и местных дорогах (при плане 16,3 км отремонтирован 31 км) и заявил, что в соответствии с принятой программой к 1 января 2026 года в стране будет приведено в нормативное состояние 2 577 из 6 072 мостов и путепроводов, из которых к 1 января 2023 года в аварийном и предаварийном состоянии находились соответственно 1 880 и 4 192 объекта. Поскольку в рамках программы запланировано восстановить лишь 42,44% проблемных сооружений, сенатор призвал сделать ее бессрочной и на первом этапе продлить хотя бы до 2030 года.

Однако увеличение финансирования из федерального бюджета — не самоцель. Как ранее подчеркнул Ирек Ялалов на заседании возглавляемой им рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов, основная задача состоит в том, чтобы выделяемые на эти цели средства из федерального бюджета были израсходованы эффективно и с максимальной отдачей. Именно под этим углом зрения интересно оценить результаты состоявшейся на заседании дискуссии.

Кому строить переход

В первую очередь сенаторы обсудили вопрос о разграничении ответственности ОАО «РЖД» и органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам проектирования, строительства, реконструкции и содержания пешеходных мостов и тоннелей для пересечения железнодорожных путей в зависимости от их функционального назначения.

Выступивший по этому вопросу заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры по договорной работе РЖД Сергей Антонов рассказал о законопроекте, подготовленном по итогам прошедшего в марте прошлого года «открытого диалога» сенаторов с руководителем РЖД Олегом Белозеровым. По его словам, предлагается внести в статью 10 закона «О железнодорожном транспорте в РФ» (17-ФЗ) изменения, которые позволят четко разграничить обязанности регионов и муниципальных образований, а также РЖД, связанные со строительством пешеходных переходов и созданием пассажирской инфраструктуры. Действующая редакция пункта 2 статьи 10 17-ФЗ гласит, что работы на таких объектах, имеющих региональное и местное значение, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также могут финансироваться из бюджета и других не запрещенных законом источников.

В соответствии с предлагаемыми изменениями за счет денег бизнеса будут проектироваться, строиться, реконструироваться и содержаться только такие пересекающие железнодорожные пути пешеходные мосты и тоннели регионального и местного значений, которые имеют лестничные марши с выходом на пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров. В тех же случаях, когда пересекающие железнодорожные пути пешеходные мосты и тоннели не имеют таковых лестничных маршей (то есть являются транзитными), работы предлагается осуществлять за счет бюджетных средств.

По словам Сергея Антонова, внести такие поправки необходимо потому, что в настоящее время растут темпы строительства жилья, торговых и развлекательных объектов, которые находятся в непосредственной близости от железных дорог, что увеличивает потребность в строительстве пешеходных мостов и тоннелей через железнодорожные пути для снижения рисков травматизма граждан и точного исполнения расписания движения поездов. Например, за один день на московском железнодорожном узле из-за применения экстренного торможения или задержки поездов по причинам предотвращения наездов на людей и животных в среднем задерживается 37 пригородных электричек, в которых в часы пик могут следовать более тысячи пассажиров. Поскольку многие населенные пункты оказались поделены на две части, пересечение гражданами железнодорожных путей из одной половины в другую приводит к большому травматизму. Например, в 2022 году по этой причине погибли 1 297 человек, причем эта печальная статистика, как утверждает Сергей Антонов, неполная, потому что не учитывает травмированных граждан, попавших в больницы.

Позиция законодателей

Прокомментировавший это выступление Ирек Ялалов отметил, что ОАО «РЖД» должно обеспечивать безопасность дорожной и транспортной инфраструктур. Компания делает это еще не на всех объектах, но планомерно продолжает вести работу в данном направлении. Что же касается застройки новых территорий, особенно в крупных агломерациях и городах, то сейчас, по словам сенатора, строится много жилья и других объектов, которые не обеспечены транзитными переходами либо тоннелями. «В связи с этим было поручение Валентины Матвиенко о том, что надо в конце концов законодательно закрепить, кто, где и за что отвечает. Мы считаем, что с учетом большого опыта ряда городов страны все, что касается развития новых территорий в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с генеральными планами развития городов, населенных пунктов, все эти объекты должны уже закладываться в виде транзитных переходов», — заявил Ирек Ялалов.

Более того, по его словам, сенаторы не только поддерживают этот законопроект, но и внесли ряд предложений по его совершенствованию, а также договорились с депутатами Госдумы РФ о том, что он будет представлен на их рассмотрение в осеннюю сессию. «Я думаю, это самый правильный путь решения, и в результате обсуждения законопроекта в первом и втором чтениях все шероховатости будут устранены. Потом уже, когда в СФ РФ поступит законопроект, мы еще раз со всеми коллегами обсудим этот вопрос. Но на сегодняшний день я не вижу другого выхода, кроме как принятие этого законопроекта», — считает сенатор. Он также отметил, что увеличение объемов строительства жилья, новых логистических центров и всевозможных комплексов в настоящее время не предусматривает мероприятия по созданию транзитных пешеходных мостов и тоннелей. «Фактически мы закладываем проблемы со здоровьем и жизнью наших граждан, и этот вопрос надо решать», — уверен сенатор.

Дорогой транзит

В то же время нетрудно догадаться, что если законопроект, направленный на снижение риска травматизма граждан при пересечении железнодорожных путей по несанкционированным переходам, станет законом, то основное бремя расходов за создание так называемых транзитных пешеходных мостов и тоннелей будет нести государство, и решение вопроса затянется надолго. Это следует из презентации доклада Сергея Антонова, согласно которой в настоящее время по обращениям администраций субъектов РФ, муниципальных образований к строительству предложено 147 пешеходных мостов и тоннелей, из которых 120 объектов связано с проходом жителей из одной части населенных пунктов в другую. Однако, как сообщил сенаторам Сергей Антонов, в 2017-2022 годах ОАО «РЖД» было построено 19 пешеходных мостов и тоннелей, а в 2023 году компанией запланированы строительство и реконструкция 11 пешеходных переходов. Такими темпами в ближайшее время проблему гибели граждан на железнодорожных путях, конечно, не решить: возможности местных бюджетов, как известно, ограничены.

При этом из поля зрения участников заседания выпал тот факт, что наряду с ростом темпов массового жилищного строительства вдоль железных дорог значительно возросла и скорость движения поездов, что требует от железнодорожников принятия дополнительных мер, чтобы граждане не попадали на объекты повышенной опасности, каковыми являются железнодорожные пути. Поэтому наряду с разграничением ответственности ОАО «РЖД» и органов власти по вопросам проектирования, строительства, реконструкции и содержания транзитных пешеходных мостов представляется целесообразным законодательно установить требования по сооружению железнодорожных эстакад и тоннелей в пределах населенных пунктов, через которые проходят железнодорожные пути. Если поезда будут ходить или высоко над головами граждан, или, наоборот, под землей, тогда и необходимость в строительстве транзитных пешеходных мостов для пересечения железнодорожных путей во многих случаях отпадет. Это, безусловно, потребует значительного увеличения затрат железнодорожной компании, однако приведенные на заседании факты ежегодной гибели на железнодорожных путях большого числа россиян показывают, что применяющиеся в настоящее время ограждения от несанкционированного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта для кардинального решения проблемы уже недостаточны.

Ирек ЯЛАЛОВ, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике:

«Минтранс РФ и региональные органы власти, мостостроительные и дорожные предприятия по большей части отлично справляются с поставленной задачей, идут с серьезным опережением и перевыполнением плана. В прошлом году восстановлено 30 тыс. погонных метров мостов»

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»