С учетом истории: почему к реставрации петербургских ОКН надо относиться бережно и с пониманием
/FOTODOM Качественная городская среда — это не только просторная квартира, но и отремонтированный фасад дома, благоустроенный двор, комфортная окружающая территория. А еще современные нормы и правила, позволяющие ее создавать. Об этом шла речь на круглом столе «320 лет Санкт-Петербургу: градостроительство, проектирование, реставрация», состоявшемся в рамках XIV Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности» («СГ» писала о ней в прошлом номере).
Так, говоря о юбилейной для Петербурга дате, участники мероприятия напомнили, что Северная столица — город уникальный: в нем находится 8 464 памятника, или 10% всех объектов культурного наследия (ОКН) страны, охраняемых государством. Свой очередной день рождения город встретил заметно похорошевшим — с отреставрированными фасадами, обновленным историческим центром. По данным Смольного, в 2023 году на восстановление ОКН в Санкт-Петербурге потратят около 4 млрд рублей — на 11% больше, чем год назад. По мнению технического директора ООО «Возрождение Петербурга» Петра Щедрина, реставрация знаковых фасадов Северной столицы — кропотливая и сложная работа. Так, например, специалистам пришлось на деле убедиться в том, что строители XVIII века испытывали дефицит камней и кирпичей: тогда камень был дороже древесины. По этой же причине первые архитекторы города Доменико Трезини и Антонио Ринальди использовали в своих проектах скромный каменный декор — как правило, серый плитчатый известняк, применявшийся в обкладке низких цоколей зданий, в ступенях и полах, в опорах оград и даже в декорах фасадов времен барокко. «Использование камня как формообразующего элемента на тот период было открытием: из известняка было проще вырезать изделие нужной формы, а затем штукатурить его или красить», — поясняет реставратор. Однако декор из известняка чаще всего и разрушается от времени и осадков. По мнению Петра Щедрина, изучая историю архитектуры, современным реставраторам следует учитывать, что в разные периоды времени были разные подходы к каменному убранству города, и относиться к этим вопросам бережно и с пониманием.
По расценкам 40-летней давности
В свою очередь, главный инженер ООО «Рунит» Дмитрий Сизов рассказал о проекте приспособления ОКН — признанного памятником архитектуры в 2001 году шахматно-шашечного павильона в Московском парке Победы — под филиал Музея обороны и блокады Ленинграда. По словам эксперта, когда-то в этом здании находились комнаты для детских игр и читальные залы, происходила выдача спортивного инвентаря, позже в нем даже работал кинозал, а в последнее время функционировал ресторан. В рамках работ по приспособлению павильона под новое общественное пространство было принято решение использовать центральный зал павильона как экспозиционную площадку для выставок, а за счет мобильных ширм размещать под крышей павильона тематические экспозиции. Также специалисты предложили восстановить утраченные балюстрады террасы, при этом выполнить их не из гипса, как это было изначально, а из архитектурного бетона.
По словам Дмитрия Сизова, для реставраторов важно, чтобы их проекты реализовывались, а для этого надо учитывать их стоимость. «В конце августа петербургские реставраторы перешли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости работ и ресурсный метод оплаты труда реставраторов. Но при этом мы по-прежнему вынуждены руководствоваться нормами цен от 1984 года», — заметил Дмитрий Сизов, добавив, что необходимо срочно ускорить процесс разумного ценообразования при работах по сохранению ОКН.
Особое внимание — промзонам
По мнению партнера архитектурного бюро Klauzura Дарины Карасевой, заброшенные промышленные территории Санкт-Петербурга также нуждаются во внимании реставраторов и архитекторов. «Давайте перестанем отдавать их под шарашки и склады», — предложила она, в качестве положительного примера развития промзон рассказав о проекте «Брусницын квартал» — городском общественном пространстве на Васильевском острове с видом на Финский залив, открывшемся на месте бывшей промзоны и сегодня включающем в себя территорию с благоустроенной набережной, променадом, концертными, клубными, спортивной, выставочными и мультимедийными площадками, барами, коворкингом, антикварными салонами и интерьерными студиями. Еще один показательный проект создания комфортной горсреды на Петровском острове даже получил архпремию «Золотой Трезини». По словам Дарины Карасевой, изначально собственник хотел там построить апартаменты, но архитекторы предложили разбить на этом месте сад и открыть спортивные зоны.