Самое важное — это команда: почему для Ольги Ершовой из «ЕКС» не существует понятия «мужской» / «женский» коллектив
В нашем эмансипированном обществе женщины привыкли ни в чем не уступать мужчинам; даже в таких, казалось бы, «мужских» сферах деятельности, как строительство, они становятся незаменимыми сотрудниками. Своим карьерным опытом со «Стройгазетой» поделилась директор департамента строительства, реставрации и благоустройства группы компаний (ГК) «ЕКС» Ольга ЕРШОВА.
Ольга Михайловна, расскажите, как вам работается в «неженской» профессии?
Строительство — динамично меняющаяся сфера: в ней регулярно усложняются стандарты, появляются новые материалы и технологии, растут требования к качеству каждого вида работ и объектов в целом. Не могу сказать, что женщине-руководителю сложнее работать в строительной отрасли, нежели мужчине. Гендерный фактор не решающий: все зависит от профессионализма, опыта, компетенции конкретного человека. Стройка — живой организм; важно быстро находить нестандартные решения. Именно поэтому так ценен творческий подход к решению задач, гибкость. А в этом, уверена, нам, женщинам, нет равных.
А как вы попали на стройку?
Вся моя трудовая деятельность так или иначе связана со строительством. С 2001 года я работала в сфере благоустройства в ЖКХ, это смежная отрасль. Как это принято говорить, прошла путь от простого инженера до заместителя генерального директора.
В ГК «ЕКС» я пришла в 2017 году на должность директора департамента благоустройства. Нашими первыми объектами были знакомые мне по предыдущей работе объекты благоустройства: Народная площадь в Переславле-Залесском Ярославской области, территория парка им. С. Н. Федорова между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей в Москве, комплексное благоустройство улиц и общественных пространств еще одного столичного объекта «Территория площади возле метро «Улица 1905 года».
Затем сфера деятельности департамента начала расширяться, приоритетным направлением работы стала реставрация объектов культурного наследия (ОКН). Первым таким объектом был для нас павильон «Советская культура» (бывший павильон Узбекской ССР) на ВДНХ, где в 2018-2019 годах департамент выполнял работы по реставрации интерьеров. Подобные объекты — определенная память о материальных и духовных ценностях, созданных предыдущими поколениями; их важно сберечь для потомков.
Закон предъявляет повышенные требования к работам по сохранению ОКН, поэтому для их выполнения требуются специальные познания. Рада, что в наш департамент пришла команда профессионалов: реставраторов, архитекторов, проектировщиков, обладающих необходимой квалификацией в данной сфере.
Каждый объект, на котором мы выполняем реставрационные или проектные работы (а в Москве это и здание Государственного бюджетного учреждения культуры «Центр театра и кино на Поварской» на Арбате, и Корпус с апартаментами их Императорских Высочеств и Конюшенный корпус у кремлевской стены, Арсенал, церкви Екатерины, Распятия, Рождества на Сенях, мавзолей, расположенные на территории памятника архитектуры Московского Кремля, и храм Христа Спасителя на Волхонке и т. д.), по своему уникален.
Сложно ли реализовывать такие объекты?
Компании, реализующие государственные контракты, должны обладать повышенной ответственностью, плюс существуют строго регламентированные сроки. Непросто бывает предугадать, как «поведет» себя ОКН в процессе выполнения работ по его сохранению; часто параллельно приходится менять проектные решения, выполнять корректировку проекта, что влечет за собой повторное прохождение госэкспертизы. Хочется отметить еще один особенный проект в портфеле ГК «ЕКС» — храм иконы Божией Матери «Милующеая» в Санкт-Петербурге. Это объект, требующий особого внимания, — памятник архитектуры конца XIX века, строительство которого было посвящено коронованию императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
В 1932 году церковь была закрыта и приспособлена под барокамеру учебного отряда подводного плавания, внутри был оборудован бассейн для тренировки водолазов-спасателей. Роскошное внутреннее убранство было уничтожено; сейчас мы тщательно воссоздаем живопись по старинным документам. Уникально и то, что эти работы для нас делает Арсений Фоминых — известнейший человек в среде живописцев-реставраторов, член монументальной секции Санкт-Петербургского Союза художников России, произведения которого находятся в частных коллекциях и музеях России, США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Китая. Также нам удалось привлечь к работам бригаду реставраторов-живописцев высшей категории, работающую с Государственным Эрмитажем. Завершение работ планируется в 2024 году.
Сложно ли руководить преимущественно мужским коллективом?
Для меня нет понятия «мужской», «женский» коллектив. В одиночку не построить дом. Самое важное — это команда. Если тебя окружают профессионалы — неважно, женщины это или мужчины, — то результат обеспечен.