Сделай сам! Выросло производство российской специализированной техники
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы В Ассоциации «Росспецмаш» сообщили, что объем производства специализированной техники в России по итогам 2023 года составит 560 млрд рублей, что на 16% больше в сравнении с 2022-м. Наибольший рост производства наблюдается в прицепном (+42% к прошлому году), пищевом (+28%) и строительно-дорожном (+16%) машиностроении. Рынок специализированной техники в России в прошлом году вырос на 42% — до 1,3 трлн рублей.
Китай нам поможет
Специфика наших реалий просто настаивает на переходе на некие полувоенные лексикон и понятия. Помните байку о том, что наши табачные фабрики очень просто перевести на выпуск боевых патронов: даже слово «гильза» как бы двойного назначения.
Так вот, на фронте ДСТ (дорожно-строительная техника) отмечены большие перемены. Недружественные страны в основном перестали сотрудничать с российскими строителями и дорожниками. У последних это вызвало наиболее острую реакцию: именно в дорожном строительстве наблюдалось доминирование западной техники. Все, кто проезжал места ремонта или строительства дорог, наверняка видели, сколько иностранных машин было там задействовано. Сейчас этот поток иссяк. К чести властей, они быстро отреагировали на ситуацию, переориентировав строительный комплекс на ремонт и восстановление оставшихся от хороших времен техники с лейблами Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi и Wirtgen, а также на работу с китайскими производителями. Но главное внимание — на отечественное производство!
«Даже в непростых нынешних условиях отечественные заводы не приостановили реализацию инвестиционных проектов. Десятки компаний по всей России строят и расширяют производственные площадки, приобретают самое современное оборудование. Общий объем инвестиций превышает 66 млрд рублей», — отмечают в «Росспецмаше».
Конечно, пока отечественные заводы не наладят выпуск всей линейки необходимой в строительстве техники, можно уповать на китайцев…
Недавно, возвращаясь из Казани после пресс-тура по только что открытой М-12, общались с известным автомобильным экспертом Кириллом Сазоновым. Естественно, разговорились о машинах. Кирилл неожиданно напористо стал топить за «китайцев», сыпал названиями фирм и марок, преимуществами и опциями, техническими наворотами и ценами. Что ж, о нынешнем качестве китайской электроники и бытовой техники мы все уже неплохо осведомлены. Но чтобы авто… Водитель такси родом из Киргизии робко встрял в разговор: «Мне очень Toyota нравится…» Кирилл только хмыкнул и дипломатично перевел разговор на Tesla, которая, по его словам, на порядок отстала по навороченности от лучших китайских «электричек». Впрочем, это не только мнение Кирилла Сазонова. Ведущий автомобильный эксперт всея Руси Игорь Моржаретто, может, не столь категорично, но все же очень положительно отзывается о последних образцах китайского автопрома.
Возвращаясь к дорожно-строительной технике, отмечу, что китайские XCMG, Sany и Zoomlion давно и твердо входят в топ крупнейших мировых производителей ДСТ. А это говорит о многом!
Кадры, которые решают
Как сообщает пресс-служба Ассоциации «Росспецмаш», в рамках Дня машиностроения на Международной выставке-форуме «Россия» прошла экспертная панель «Сельскохозяйственное машиностроение: меняем карьерные стереотипы». Модератором выступила директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова. Среди спикеров — представители компаний «Ростсельмаш», Петербургский тракторный завод, Koblik Group, Пегас-Агро. По мнению выступавших, сейчас специализированное машиностроение испытывает серьезные трудности с привлечением кадров. Производители специализированной техники стремятся к расширению и модернизации действующих проектов, строят площадки, создают новые рабочие места с гарантированно достойной зарплатой, но кадровый дефицит только растет. Ввиду этого заводы вынуждены заниматься непрофильными образовательными функциями — открытием обучающих центров повышения квалификации, инвестициями в разработку образовательных программ. По словам Аллы Елизаровой, «развитие российского машиностроения — основа технического суверенитета. Это непрекращающийся процесс, который открывает для его участников большие перспективы. За рабочими и инженерными специальностями — стабильность и уверенность в завтрашнем дне, которые сфера услуг не всегда может дать».
В Таганроге — полигон
Крупнейший разработчик и производитель специализированной техники в России Ростсельмаш строит уникальный испытательный полигон для аграрных машин и дорожно-строительной техники. Полигон будет функционировать в Таганроге на территории нового завода компании. Здесь будут работать испытательные треки и участок для функциональных испытаний ДСТ. Компания вложит в новый объект до 1 млрд рублей.
«Приступая к строительству, мы ставили перед собой цель создания самого современного в России полигона для сельскохозяйственных и специализированных машин, а по отдельным решениям — превосходящего зарубежные аналоги, — сказал глава Ростсельмаша Валерий Мальцев. — Полигон станет первым в нашей стране и в Европе подобным многофункциональным объектом для тестирования разноплановой техники: комбайнов, тракторов, телескопических и фронтальных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, гусеничных экскаваторов и других дорожно-строительных машин».
В Твери — логистический центр
Компания UMG (ООО «СДМ») построила и ввела в эксплуатацию новый логистический центр в Твери — целый комплекс складских помещений для хранения и распределения запчастей для техники, который будет выполнять функцию головной части централизованной системы, призванной помочь в оперативном гарантийном и постгарантийном обслуживании техники компании. UMG намерена открыть подобный центр в Екатеринбурге, чтобы охватить Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
В складском блоке площадью 25 987 кв. метров размещены зоны приемки, хранения, комплектации и отгрузки. Здесь имеются пятиярусный мезонин с подъемниками для хранения мелкоштучных товаров, благоустроенная территория с подъездными дорогами, стоянками и маневровыми площадками для большегрузного транспорта. Централизованный склад в Твери — последний этап в создании логистической структуры компании. «Отличительной особенностью нового склада является возможность осуществлять отгрузку запчастей круглосуточно 7 дней в неделю, обеспечивая нашим партнерам и клиентам высокий уровень сервиса, — отметил генеральный директор UMG Игорь Кульган. — В настоящий момент на складе активно ведется работа по формированию ассортимента запасных частей. Здесь будет храниться более 20 тыс. уникальных позиций. Мы уверены, что открытие централизованного склада станет важным шагом в развитии нашей компании и улучшении качества сервисного обслуживания наших клиентов».
В Челябинске — станок
На Челябинском механическом заводе (ЧМЗ) заработал новый мощный горизонтально-расточной станок с индикаторной системой управления. Казалось бы — еще один станок. Но это уникальный станок: устройство позволит обрабатывать крупногабаритные детали с размерами до 2,0 м×2,0 м×2,0 м и весом до 10 тонн. Оно обладает целым рядом возможностей для сверхточной обработки крупногабаритных деталей на высокой скорости. На ЧМЗ хотят использовать станок для обработки поворотных рам автокранов, опор для кранов малой грузоподъемности, балок и других тяжелых конструктивных элементов.
Благодаря новому оборудованию у челябинцев теперь есть возможность сверлить, растачивать, фрезеровать крупногабаритные детали. Станок обеспечивает высокую точность позиционирования рабочего стола, что дает возможность обрабатывать детали под любым углом. «Ключевое преимущество станка в том, что он позволяет не только обрабатывать самые сложные и тяжелые детали, но и максимально автоматизировать технологический процесс. С его помощью проще сделать сложные и точные заготовки на одном станке вместо применения нескольких. Мощности горизонтально-расточного станка позволят ежемесячно обрабатывать до 100 машинокомплектов. Ранее возможности предприятия ограничивались 70 машинокомплектами в месяц», — отметил главный технолог предприятия Анатолий Лисицын.
Также недавно технический парк ЧМЗ пополнил листогибочный пресс с усилием 1 600 тонн.
В Ряжске — новый мусоровоз
В свою очередь, компания «Ряжский авторемонтный завод» представила новый транспортный мусоровоз МК-4548 на шасси КАМАЗ-65201-B5. Машина «заточена» для механизированного сбора, прессования и вывоза отходов, накапливаемых в контейнерах 7,8-8,0 кубометров. Мусоровоз укомплектован специализированным оборудованием с каркасным кузовом, выгружающей плитой, задним бортом с прессующим механизмом, устройством для перегрузки отходов из контейнеров. Конструкцию дополняют гидравлическая система и автоматическое управление прессующим механизмом.
Новый мусоровоз отличает высокая производительность — двукратное превышение нормативных требований.