Бизнес

Три крупнейших застройщика Москвы потеряли за год 55 млрд рублей выручки

Корпоративные итоги первого полугодия 2023 года на столичном рынке недвижимости подвели эксперты премии Urban Awards. Выяснилось, что все три компании, которые год назад лидировали по объему выручки, – ГК «ПИК», «Донстрой» и ГК «А101» – лишились части финансовых поступлений. Суммарный недобор оценивается более чем в 55 млрд рублей. Причем ГК «А101» это стоило места в тройке. Ее вытеснила оттуда Группа «Самолет», собравшая за последние шесть месяцев свыше 30 млрд рублей.

Первая половина текущего сезона выдалась не слишком удачной для хедлайнеров жилищного рынка. Их коммерческие показатели ощутимо ухудшились. Так, у ГК «ПИК» в годовом выражении размер кассы ужался на 15,7% (до 155,65 млрд рублей), у компании «Донстрой» – на 35,8% (до 36,81 млрд рублей), у ГК «А101» –на 18,7% (до 25,42 млрд рублей). Их совокупный вес в общем объеме выручки потерял 7,6 п.п. и теперь ограничивается 36,2%.

Генеральный директор Urban Awards Ольга Хасанова обратила внимание, что за каждым из трех кейсов стоят разные причины: «ГК «ПИК», замкнув на себя большинство покупательских потоков в комфорт-классе, фактически пользуется статусом гегемона. Но одновременно это означает, что все проблемы комфорт-класса становятся и проблемами ПИКа. Аудитория массового продукта серьезно потеряла в платежеспособности. Чтобы удержать ее, застройщику пришлось перенастроить линейку предложения. Это не могло не отразиться на среднем чеке покупки. В «старых» округах он уменьшился на 6,1%, в ТиНАО – на 11,1%. И надо отдать должное ГК «ПИК» – она сохранила 90% от прежнего объема спроса, правда, ценой недобора в 29 млрд рублей.

«Донстрой» начинает третий сезон подряд, по сути, с одним и тем же сетом проектов, пусть и очень качественных. ЖК «Остров» уже не демонстрирует той сверхвысокой результативности, как год назад. Тогда за шесть месяцев по этому адресу было распродано жилья на 27,5 млрд рублей. «Остров» и сейчас помог «Донстрою» остаться на второй строчке, но его показатели стали в полтора раза меньше – 18,9 млрд рублей.

ГК «А101» в силу особенностей своего продукта оказалась уязвимой перед затянувшимся экономическим кризисом. Жилье в ее старых флагманах на территории Новой Москвы продавалось в среднем за 275 тыс. рублей в пересчете на квадратный метр. Это на 5,6% больше, чем в предыдущем сезоне, и на 25,5% больше, чем в остальных новостройках ТиНАО. По новым адресам – ЖК «Бунинские кварталы» и ЖК «Дзен-кварталы» – также экспонируются более дорогие квартиры, чем в среднем по локации. Это лишило ГК «А101» части аудитории, а с ней и части выручки.


В числе других отстающих первой половины сезона следует упомянуть «Инград», «Стройком», Ant Development и Sminex-Интеко. Все они к началу лета прошлого года входили в топ-15 строительных компаний по объему выручки, но по состоянию на сегодняшний день находятся за пределами этого пула. Три из четырех проектов «Инграда» (TopHills, RiverSky и Кутузовad II) были сданы в течение последнего полугодия, что закономерно привело к спаду финансовых поступлений. С января по июнь 2023 г. удалось собрать 5,86 млрд рублей. Годом ранее размер кассы составлял 12,86 млрд рублей. Статистика должна выправиться после июльского дебюта премиального ЖК Foriver Residence. Ant Development достраивает оба дорогомиловских комплекса – «Поклонная 9» и Victory Park Residences. Соответственно, отдача от них приближается к нижней точке – 0,69 млрд рублей за первое полугодие 2023-го вместо 11,10 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.

Из наследства «Интеко», перешедшего к Sminex, к концу полугодия в активной фазе продаж остались только проекты «Ильинка 3/8» и Onest. Поступления от «интековского» фонда новостроек за год снизились втрое – до 3,19 млрд рублей. В то же время собственные активы Sminex принесли застройщику на 2 млрд рублей больше, чем в первом полугодии 2022-го. Это дает суммарный результат в 9,64 млрд рублей. «Стройком» усилил корпоративную экспозицию микрорайоном «Заречный» в составе ЖК «Новые Ватутинки» и проектом «Новое Летово», но растерял свой ценовой гандикап. В январе-июне 2022 г. прайс квадратного метра в его домах был на 16% ниже среднего по ТиНАО, спустя год разница сократилась всего до 6%. То есть этот фактор перестал быть решающим конкурентным преимуществом. По итогам полугодия количество реализованных лотов стало меньше в 2,5 раза, а размер кассы – в два раза.

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»