В тесном контакте: ЦЕМРОС гибко реагирует на потребительский спрос
ЦЕМРОС В этом году спрос на цемент должен превысить прошлогодние значения. В ЦЕМРОС готовы полностью удовлетворить растущие потребности рынка в высококачественной продукции. Особое внимание в холдинге уделяют непосредственной работе с потребителями, развивают собственные транспортные мощности, в крупных регионах потребления вводят в строй новые терминалы. Об особенностях этой работы в интервью «Стройгазете» рассказал руководитель Департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОС Денис УСОЛЬЦЕВ.
Как предприятия ЦЕМРОС подготовились к началу строительного сезона? Можете назвать наиболее значимые мероприятия по модернизации производств и повышению качества продукции?
Специалистами компании проводится планомерная работа, направленная на повышение устойчивости и рост эффективности технологических процессов, осуществляются масштабная ремонтная программа и закупка техники. К примеру, на заводе Кавказцемент реализуется перевод цементной мельницы №1 на замкнутый контур помола — установка сепаратора. Кроме того, на предприятии пополняется парк горной спецтехники и ведутся пусконаладочные работы новой линии паллетирования пропускной способностью 2 400 мешков в час. В ходе масштабного ремонта цементной мельницы №16 впервые в истории цеха помола Мальцовского портландцемента произведена замена загрузочной крышки. На вращающейся печи №3 Катавского цементного завода установлена новая статическая решётка российского производства. В рамках инвестиционной программы на Серебрянский цементный завод поступило пять новых самосвалов.
Кроме того, ведется разработка новых видов упаковки, отвечающих современным требованиям клиентов. В частности, совсем недавно ЦЕМРОС ввел в оборот мешки на полипропиленовой основе — прочная и влагостойкая упаковка упрощает хранение и транспортировку продукции, сохраняет качества цемента на более долгий срок.
Прогнозируете высокий спрос на продукцию в этом году? Какие субъекты Федерации будут наиболее активными потребителями?
Согласно предварительной оценке компании и отраслевых экспертов, спрос на цемент в России в целом будет превышать прошлогодние значения. Основными драйверами роста потребления остаются: возведение жилых домов, промышленных и инфраструктурных проектов, действие льготных ипотечных программ. В то же время в условиях повышения цен на жилье по всей стране стойкий растущий спрос на цемент фиксируется не столько в Москве и области, сколько в других регионах. Застройщики активно наращивают портфель проектов на региональных рынках.
Говорить о конкретных цифрах, в том числе по субъектам РФ, пока преждевременно: в течение года фиксируются регулярные колебания, а скорее даже дисбалансы спроса, как в помесячном, так и в региональном разрезе. К примеру, рост потребления цемента на 9% в I квартале текущего года полностью обеспечен опережающими темпами отгрузок продукции в феврале и марте, в то время как спрос на цемент со стороны клиентов в январе оставался сниженным. При этом первые календарные месяцы из-за переменчивых погодных условий также традиционно не являются решающими в части прогнозирования спроса на цемент в годовом выражении.
В свою очередь, отечественные цементные предприятия готовы закрыть потребности регионов в цементе в полном объеме, а годовой объем выпуска будет зависеть от складывающегося спроса.
Какие меры и инструменты задействуют в холдинге для предупреждения возникновения дефицита продукции на локальных рынках?
Компанией принимаются меры для удовлетворения растущего спроса на цемент: проводятся модернизация оборудования, закупка транспортных средств, а в некоторых случаях и расконсервация производств. Так, в условиях фиксируемого по итогам 2023 года увеличения потребления цементной продукции в регионах Поволжья в планах на текущий год стоит поэтапное восстановление мощностей предприятия Ульяновскцемент — по завершении проекта в дополнение к действующим производствам холдинга завод будет выпускать более 400 тыс. тонн продукции в год. Кроме того, в регионах растет число принадлежащих компании перевалок. Так, к действующим добавились перевалки в Нижнем Новгороде и Набережных Челнах.
Также организуются профильные мероприятия с клиентами непосредственно в регионах присутствия, проводятся встречи с представителями органов власти субъектов РФ — прямые контакты на уровне регионов позволяют выявить первоочередные потребности и ожидания клиентов на предстоящий сезон.
Планирует ли ЦЕМРОС продолжать развивать собственные возможности и мощности по доставке продукции потребителям?
Для обеспечения растущих потребностей стройкомплекса в 2024 году, а также для компенсации увеличения сроков оборота вагонов только для нужд предприятий ЦЕМРОС планируется построить около 700 новых вагонов с общим объемом инвестиций свыше 4 млрд рублей.
Для повышения надежности обеспечения клиентов цементом компания активно наращивает собственный автопарк из цементовозов и шторно-бортовых полуприцепов для перевозки тарированного цемента. Величина собственного парка компании превысила 120 единиц и продолжает увеличиваться. Кроме прочего, у предприятия сформирован пул из более чем 150 транспортных компаний-партнеров по перевозкам, ведь в высокий строительный сезон ЦЕМРОС загружает ежедневно свыше 1 200 грузовых автомобилей. Для повышения качества сервиса и надежности доставки компания внедряет наиболее современные решения по контролю и мониторингу маршрутов доставки. На этот год запланирован полноценный запуск системы управления автотранспортной логистикой, включающей систему распределения заказов, маршрутизацию и личный кабинет перевозчика.
Для удобства конечных клиентов и решения проблем с доставкой цемента железной дорогой, которая не подходит большому числу небольших и средних клиентов, компания развивает собственную сеть цементных терминалов в крупных регионах потребления. Работа таких комплексов позволяет принимать цемент напрямую с заводов по железной дороге, в том числе и маршрутными отправками, поддерживать постоянный запас навального и тарированного цемента и доставлять его по заявкам потребителей автотранспортом на коротком плече по принципу «последней мили» или реализовывать прямо с терминала частным клиентам. В этом году число таких специализированных терминалов превысит 30 единиц, с начала года компания производит отгрузки цемента с новых терминалов в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ростовской областях, Республике Татарстан.
Удастся ли в этом сезоне избежать резких скачков цен на цемент? Что делается для сдерживания удорожания продукции?
Себестоимость производства цемента растет у всех производителей: издержки увеличиваются практически по всем статьям расходов. Из наиболее значимых для отрасли можно выделить рост тарифов железнодорожных операторов и автоперевозчиков (+29%), увеличение тарифов на электроэнергию (+6%) и газ (+22%). Кроме того, решением Банка России ключевая ставка повышена до 16% годовых, что повлекло увеличение трат по уплачиваемым процентам, повышению стоимости обслуживания кредитов.
За счет масштабов производства, оптимизации логистических схем (закупка транспортных средств, организация собственных перевалок) заводы стараются минимизировать риски роста стоимости цемента для покупателей. Тем не менее, учитывая короткий срок хранения продукции, заводами выпускается объем цемента, непосредственно подтвержденный заявками и прогнозируемой ситуацией на рынке. В свою очередь, резкие скачки цен на цемент — это следствие присутствия на рынке посредников, выкупающих крупные партии цемента у предприятий и бесконтрольно перепродающих стройматериал с наценкой конечным потребителям, которые ввиду отсутствия в высокий сезон альтернатив вынуждены закупать цемент фактически на любых условиях. Поэтому клиенты, заключившие прямые договоры, получают наилучшую стоимость и отсутствие рисков галопирующего роста цен в сезон высокого спроса, а также гарантированные, заранее сформированные под их нужды объемы отгрузок.
Ситуация, при которой рынок принадлежал посредникам, была особенно характерна для 2020-2021 годов, когда большая часть продаж компании приходилась на 20 крупных посредников, имеющих собственную политику продаж. В итоге для клиентов, осуществляющих нерегулярные закупки, отмечался локальный дефицит цемента, посредники задерживали поставки, что, в свою очередь, приводило к неконтролируемому росту цен на свободном рынке.
Благодаря политике компании, целью которой являются отказ от услуг посредников и поставки конечным потребителям, собственная клиентская база кратно увеличилась. На данный момент к предложенному компанией механизму по прямому приобретению продукции, отвечающему потребностям как клиентов, так и заводов, подключились уже более 2,5 тыс. клиентов, и их число продолжает расти.
Денис УСОЛЬЦЕВ, руководитель Департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОС:
«Прямые контакты на уровне регионов позволяют выявить первоочередные потребности и ожидания клиентов на предстоящий сезон»