Инфраструктура

Средства новой мобильности: гиперлокальность, каршеринг и кикшеринг меняют привычки горожан

/FOTODOM

Любовь ШИПТУР, руководитель проектного офиса ADG Group:

Развитие транспортной инфраструктуры давно стало одной из главных тем для обсуждения во время урбанистических форумов. Администрации мегаполисов в стремлении сократить уровень загрязнения воздуха развивают общественный транспорт, чтобы у жителей крупных городов было больше стимулов отказаться от личных автомобилей. В этом им активно помогают набирающие популярность новые виды транспорта и услуг, такие как самокаты и каршеринг (от англ. car sharing «поделиться машиной»), вносящие свои коррективы в развитие городской мобильности и инфраструктуры.

От частного к общему

Самокаты и каршеринг вытесняют личные автомобили из города. Это связано с рядом факторов: повышением стоимости топлива, необходимостью снижения загрязнения окружающей среды и растущей популярностью более экологичных и удобных видов транспорта. Кроме того, многие считают, что использование собственного авто ведет к повышенным затратам на его обслуживание и потерям времени в пробках. Общественный транспорт с новыми средствами и сервисами для передвижения, такими как каршеринг и кикшеринг (от англ. kick scooter sharing — «передача другому самоката»), в состоянии помочь жителям городов передвигаться внутри агломераций проще и комфортнее.

По данным исследования, проведенного в 2021 году компанией McKinsey, доля личных машин во владении горожан в ближайшие годы будет снижаться, а доля каршеринга и альтернативных видов транспорта, наоборот, расти.

При этом уже сейчас в крупных российских городах девелоперы при строительстве жилых домов отводят для парковок все меньше места, из-за чего растет их стоимость (+39% за последние два года) и падает спрос (с 25 до 20% за прошедший год).

Давайте делиться

Каршеринг — это альтернатива покупке собственного транспорта. Он позволяет арендовать автомобиль на несколько часов или дней и возвращать его в специально отведенные места. Каршеринг помогает уменьшить количество личных автомобилей на дорогах, что снижает загрязнение окружающей среды. Он доступнее и привлекательнее благодаря внедрению новых технологий и удобных сервисов. Заказ автомобиля и его получение стали гораздо проще и быстрее.

Каршеринг также становится более экологически чистым и эффективным за счет применения электромобилей и других «зеленых» транспортных средств. Это соответствует современным требованиям к устойчивому развитию городской мобильности и сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Оттолкнуться от тренда

Как бы это неожиданно ни звучало, но первые моторизованные самокаты появились более века назад. Первоначально их собирали талантливые самоучки, самостоятельно устанавливая двигатели на уже готовые самокаты. Вскоре, однако, такую конструкцию начали выпускать в промышленных масштабах. Первой это сделала компания Autoped в 1915 году. К сожалению, модель оказалась невостребованной, и к 1921 году ее производство было прекращено. Шанс сделать из самоката средство передвижения по городу был упущен. Весь ХХ век самокат использовался либо для небольших прогулок, либо в спорте.

Лишь в конце первого десятилетия XXI века с изобретением самокатов с электродвигателем они начали стремительно завоевывать популярность среди жителей мегаполисов и стали одним из символов гиперлокальности — тренда в развитии городов, предполагающего наличие необходимой инфраструктуры в шаговой доступности от дома. С помощью самоката горожане могут перемещаться по району проживания быстро, экономя время и деньги.

Росту популярности этого средства передвижения помог и кикшеринг — система краткосрочной аренды электросамокатов. Сегодня она привычна не только для москвичей, но и для жителей многих других российских городов. Станции аренды так часто можно встретить в крупных городах, что кажется неправдоподобным, что первый кикшеринг возник в Сингапуре не несколько десятилетий назад, а в близком к нам 2016 году.

Ориентированный на место

Столь быстрому распространению кикшеринга помогла децентрализация — развитие городских пространств таким образом, чтобы точки притяжения равномерно располагались в разных районах города, и чтобы у жителей даже удаленных от центра районов было под рукой все необходимое для качественного досуга.

Чтобы найти занятие по душе, будь то спорт или интересная лекция, больше не нужно уезжать из своего района. Точки притяжения, места для отдыха и досуга концентрируются не только в центре, но и во всем городском пространстве, создавая мини-центры в отдельных районах. Такая модель организации городской инфраструктуры называется local centric. Благодаря этому подходу в современных мегаполисах создаются пространства, которые объединяют местные сообщества и способствуют их развитию.

Один из примеров — районные центры «Место встречи», ставшие новыми точками притяжения для жителей густонаселенных районов Москвы. В них можно не только отправиться на шоппинг, но позаниматься спортом, посетить мастер-классы для детей и взрослых, а также влиться в комьюнити района.

Город не отстает

Развитие каршеринга и кикшеринга не только меняет привычки горожан, но и влияет на изменение инфраструктуры мегаполиса. Так, например, администрации городов могут рассматривать возможность строительства специальных велодорожек и дорожек для самокатов, а также парковочных мест для каршеринговых автомобилей. Кроме того, можно ограничивать доступ автомобилей в центр и создавать там зоны пешеходной и велосипедной доступности.

Один из ярких примеров изменения городской инфраструктуры можно увидеть в Лондоне, который еще в 2003 году для борьбы с загрязнением воздуха ввел плату за въезд на автомобиле в центр города. Помимо этого, с 2019 года в центре существует специальная зона низких выбросов углерода. Это снизило вредные выбросы на четверть (26%) и за два года помогло сократить число машин, ежедневно въезжающих в центр города, на 76 000 в день.

Пример Лондона далеко не единственный. Еще в 2018 году инфраструктура Москвы, по данным исследования PwC, была признана одной из самых удобных в мире. И это до открытия Московских центральных диаметров (МЦД), которые стали дополнением к одной из самых больших систем метрополитена в мире. МЦД соединяет Москву и Подмосковье — сейчас запущены четыре диаметра. Помимо этого, также было реконструировано Московское центральное кольцо. МЦК соединило между собой районы столицы, сделало их доступнее, снизило нагрузку на вокзалы и метро. Сейчас вокруг кольца растут жилые кварталы, бизнес-центры и в целом улучшается качество жизни горожан.

Развитая сеть общественного транспорта помогает уменьшить количество личных автомобилей на дорогах, а также дает стимул развитию кикшеринга: до нужной станции можно добраться и на электросамокате. При этом власти столицы активно поддерживают средства новой мобильности.

Изменению инфраструктуры способствует развитие округов Москвы. Например, уже много лет в День города развлекательные мероприятия проходят не только в центре, но также в парках и городских пространствах большинства районов столицы, где активная досуговая программа давно стала привычной. Так, в уже упомянутых многофункциональных центрах «Место встречи» круглый год проходят культурные, образовательные и развлекательные мероприятия для детей и взрослых. Летом на крыше районных центров устраиваются концерты, спортивные тренировки, вечеринки, мастер-классы и лекции — все, чтобы жители города чувствовали себя в гуще событий.

Перед современными городами стоит непростая задача: не только снизить уровень загрязнения и перегруженности дорог, но и улучшить качество жизни людей. В этом им помогут развитие микромобильности, каршеринга и кикшеринга, гиперлокальность и децентрализация. Эти тренды способствуют формированию местных сообществ и создают равные возможности для жителей городских агломераций вне зависимости от того, где они живут.

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»