Изъять без изъятия: серьезным препятствием на пути КРТ становится индивидуальное жилье
sbweek.ru Что нужно исправить, добавить, «докрутить» в правовом механизме комплексного развития территорий (КРТ), выявляли участники круглого стола Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Практика КРТ» в рамках форума «Стратегии ускорения темпов строительства».
По сообщению председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, в конце декабря был принят первый блок поправок в закон о КРТ — в основном, там прописаны дополнительные возможности для региональных властей при участии в процедурах КРТ. Сейчас идет работа над законопроектом со вторым блоком поправок в тот же закон.
Одна часть поправок должна стать ответом на запросы о частичном использовании земель сельхозназначения в целях КРТ — их принятие откроет собственникам земель эту возможность.
Второй вопрос — синхронизация ввода жилья и социальной инфраструктуры. Возведение таких объектов за счет застройщиков — ресурс ограниченный, ведь стоимость квадратного метра и без того перегружена, и дальнейшая нагрузка способна обнулить эффективность мер поддержки граждан. Возможно, больше ответственности следует взять на себя местным органам власти — основываясь на своем утвержденном стратегическом видении развития, воплощенном в мастер-планах, они могут более жестко отслеживать баланс жилья и «социалки», отказывая бизнесу в каких-то инвестиционных проектах. «Мы уважаем и поддерживаем бизнес, но в градостроительстве бизнес должен следовать за властью, а не наоборот», — напомнил Сергей Пахомов.
Но самая трудная проблема, решению которой призван содействовать второй блок упомянутых поправок, — включение в КРТ площадок частных домов в центральных частях городов. Как признал председатель комитета Госдумы, данный момент проработан менее всего, и самое досадное, что пока нет понимания, что же нужно сделать для гармоничного баланса интересов собственников объектов ИЖС и городов, развитие которых тормозится из-за обширных неприкосновенных территорий частного сектора. Он пообещал представить наработки федеральных законодателей и призвал вносить свои предложения. «Единственное, о чем можно утвердительно говорить уже сейчас: простого изъятия участков и объектов ИЖС в целях КРТ точно не будет», — заверил Сергей Пахомов.
Это мнение поддержал координатор Национального объединения строителей и Национального объединения изыскателей и проектировщиков в СФО Максим Федорченко, подчеркнув необходимость законодательного закрепления прав людей на достойное жилье, предоставляемое им взамен расселяемого при КРТ. Это должно быть именно жилье с определенными характеристиками, а не денежная компенсация. Как сообщил Максим Федорченко, соответствующие предложения от сибиряков подготовлены.
Директор Департамента КРТ Минстроя России Мария Синичич показала «задел» КРТ в масштабах России: сегодня реализуется 526 проектов КРТ, 20% которых приходится на регионы Сибири. Комментируя корректировки законодательства о КРТ, Мария Синичич подчеркнула, что часть поправок была инициирована новосибирцами. Важной новеллой стало введение в правовой тезаурус понятия «регионального оператора КРТ»: теперь в законе зафиксировано, как должно организовываться такое юрлицо, как регламентируется его деятельность.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников считает важной задачей перевод КРТ на самоокупаемость. «Мы работаем в этом направлении, и если первый большой проект, микрорайон Клюквенный, у нас обеспечивается инфраструктурой за счет бюджета, то, например, проект КРТ в береговой зоне Ини будет финансироваться в инфраструктурной части за счет средств от субаренды земельных участков», — пояснил он.
Заместитель мэра Новосибирска — начальник Департамента строительства и архитектуры Алексей Кондратьев полагает, что надо ужесточить требования к застройщикам, выходящими на конкурсы по проектам КРТ: у них должен быть опыт строительства жилья более 10% от тех объемов, которые планируется возвести в рамках проекта. Мэрия Новосибирска пробовала по своей инициативе предъявить такие дополнительные требования, но ее действия пресекла ФАС, сообщил вице-мэр.
Министр градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Марина Ракова подчеркнула, что КРТ нужно вести с опорой на действующий генплан, не стремясь его непременно поправить в целях КРТ. Она описала непростой опыт переговоров о расселении с гражданами, проживающими на перспективных площадках КРТ, а также рассказала, как в Нижегородской области удается сделать более гармоничными и архитектурно приемлемыми проекты застройщиков в границах КРТ. Этого лучше всего добиваться, разрабатывая и утверждая мастер-план сразу на большую территорию (осваивать можно потом отдельными фрагментами).
Подводя итог встречи, Сергей Пахомов подчеркнул, что сегодня важно добиться стабильности принимаемых законодательных норм: они должны действовать без изменений хотя бы лет десять. Это поможет предпринимателям расширить горизонт планирования, что жизненно необходимо для воплощения проектов КРТ.