От железных дорог до мест отдыха: затянулось решение актуальных проблем Сибири
council.gov.ru Нечасто бывает, чтобы члены двух комитетов Совета Федерации (СФ) независимо друг от друга практически одновременно рассматривали проблемы одного и того же географического региона России — Сибири. Но именно так произошло 20 февраля, когда в верхней палате российского парламента обсуждались требующие неотложного решения вопросы развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур в разных концах этой огромной территории. Объекты, о которых с тревогой говорили сенаторы, были разные, но вывод, который можно сделать по каждому из них, только один — откладывать с принятием мер дальше уже нельзя.
Долгий путь на Север
Открывая заседание круглого стола на тему «Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры Сибири в современных экономических условиях», член Комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев напомнил, что 31 августа 2023 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Красноярского края Владимир Путин призвал расширять Транссибирскую магистраль, наращивать возможности Северного морского пути, аэропортов, ремонтировать и строить автомобильные трассы и путепроводы, при этом подчеркнув, что подобные проекты имеют особое значение не только для Сибири, но и для всей страны в целом. По итогам совещания в Красноярске 11 октября глава государства поручил правительству рассмотреть возможность создания транспортного коридора, призванного соединить Сибирь с западными провинциями Китая через территорию Монголии. Иван Евстифеев отметил, что грандиозные работы по строительству и ремонту дорог уже развернулись в Сибири, однако при реализации амбициозных планов отрасль столкнулась с рядом проблем, которые и решили обсудить сенаторы.
Одну из них поднял первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын, подчеркнувший, что из 150 мероприятий плана реализации стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года 60 посвящено развитию транспортной инфраструктуры; некоторые из них находятся в высокой стадии реализации, другие изложены как гипотеза. Например, намечено оценить целесообразность создания Северо-Сибирской железнодорожной магистрали в 2025 году, тогда как согласно поручению президента России доклад об этой оценке должен быть ему представлен до 1 марта 2024-го. «В связи с этим у нас основной вопрос: а как в план мероприятий это попало с 2025 годом реализации при том, что это важнейший проект и для Кузбасса, и в целом для Сибири», — отметил Алексей Синицын.
Как разъяснил участникам заседания председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение » Геннадий Гусельников, план реализации стратегии предусматривает формирование в регионах Большой Сибири двух новых железнодорожных коридоров в Среднюю Азию и далее в КНР. Один из них предполагает строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Нижневартовска до станции Белый Яр на северном ответвлении Транссибирской магистрали и от города Таштагола в Кемеровской области до крупнейшего города северо-западного Китая Урумчи. Во вторую железнодорожную магистраль планируется включить линию от поселка Курагино в Красноярском крае до столицы Тувы Кызыла, затем она должна перейти границу России и Монголии через погранпереход «Цаган-Толгой—Арс-Сурь». Геннадий Гусельников сообщил, что проекты создания этих транспортных коридоров поддержаны экспертами исполкома «Сибирское соглашение» и членами комиссии Государственного совета РФ по направлению «Энергетика».
Более подробно о проектах этих железных дорог рассказал заведующий кафедрой технологии, организации и экономики строительства ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» профессор Валерий Воробьев. При обсуждении его доклада больше всего вопросов вызвала грузовая база будущей Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Так, заместитель директора Департамента промышленного и гражданского строительства Минстроя России Артем Адуйский отметил, что, учитывая условия строительства, протяженность, рельеф, большое количество искусственных сооружений, необходимо ознакомиться с предварительными технико-экономическими обоснованиями и грузовой базой магистрали, от которой будет зависеть окупаемость проекта. Пока что таких обосновывающих материалов в Минстрой России не поступало, но ведомство готово их рассмотреть.
О том, что в первую очередь следует проработать грузовую базу этой железной дороги, говорил и начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антон Рышков. По его словам, пока что ясности в этом вопросе нет из-за конкуренции маршрутов.
Итог дискуссии подвел сенатор Виктор Кресс. По его мнению, правительству России надо выйти с предложением по Северо-Сибирской железной дороге не к 2025 году, а к 1 марта текущего, потому что это очень важно для многих регионов Сибири, в том числе для Томской области, которой новая магистраль позволит выбраться из транспортного тупика, поскольку Транссиб «прошел » мимо Томска. При этом сенатор подчеркнул, что, определяя маршрут магистрали, надо исходить не из протяженности пути, а из месторождений, через которые он будет проходить. «Если Северо-Сибирскую железную дорогу от Белого Яра до Нижневартовска проложить по правому берегу Оби, то это пустырь, сплошные болота. На левом берегу — огромное железорудное месторождение, ждущее своего часа», — добавил Виктор Кресс. Подводя итоги заседания в своем Telegram-канале, он отметил, что участники «круглого стола» договорились создать на площадке Совфеда структуру, чтобы вместе с правительством вырабатывать общую позицию и продвигать тему развития транспортной инфраструктуры Сибири.
Коллапс не должен повториться
На заседании круглого стола на тему «Модернизация электросетевой инфраструктуры: проблемы и пути их решения» тоже обсуждались вопросы, касающиеся восточных регионов страны. Проводивший мероприятие заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров отметил, что перед энергетиками стоят задачи модернизации и создания мощностей и инфраструктуры для новых логистических проектов на Дальнем Востоке, ориентированных на развитие пропускной способности железных дорог, нефтеи газотранспортной системы. Модератор подчеркнул, что «Россети» закончили работы по электроснабжению первого этапа Восточного полигона железных дорог и необходимо продолжать динамично развивать этот проект. Другая важнейшая задача, по словам сенатора, состоит в том, чтобы сокращать количество территориальных сетевых организаций (ТСО) и вводить институт системообразующей ТСО, ответственной за энергоснабжение потребителей.
Однако не везде этот процесс проходит безболезненно. Особенно острая ситуация, связанная с отключением электроэнергии, сложилась в этом году в Республике Хакасии. Принявший участие в заседании по видеосвязи заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев пояснил, что энергетический коллапс произошел из-за того, что активное малоэтажное строительство не сопровождалось соответствующим развитием энергетики. Вокруг столицы Хакасии Абакана и города Черногорска гражданам было выделено около 25 тыс. земельных участков, и теперь, чтобы обеспечить их надежным электроснабжением, необходимо модернизировать сетевое хозяйство, построить центры питания, увеличить мощности действующих подстанций. Это тем более необходимо сделать в связи с предстоящим вхождением Хакасии в федеральный проект «Чистый воздух», участие в котором предполагает переход граждан на электрическое отопление. Однако возможности для финансирования этих мероприятий у четырех местных ТСО отсутствуют, равно как и у филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Хакасэнерго», которому принадлежит более 70% всех мощностей и сетевого хозяйства в республике. Это предприятие подготовило инвестиционную программу, которую Юрий Курлаев попросил сенаторов поддержать.
Чтобы было где отдохнуть
А в Ямало-Ненецком автономного округе (ЯНАО) в связи с активной застройкой города Ноябрьска давно ждет решения социальная проблема — там стало меньше возможностей для отдыха на природе. Об этом шла речь на расширенном заседании Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, которое провел председатель этого комитета Александр Двойных в рамках Дней ЯНАО в СФ.
В ходе заседания отмечалось, что расположенное на окраине Ноябрьска озеро Ханто площадью 250 гектаров благодаря удобному местоположению и чистой воде было единственным природным водным объектом, находящимся рядом с этим городом и имеющим потенциал для организации отдыха населения, но после того, как без изучения гидрологических свойств в нем установили земснаряд и стали изымать из него песок, возле берега пошли в рост водоросли, начали развиваться вредные бактерии и заиливаться дно. Со временем излюбленное место отдыха горожан стало непригодным для купания, в теплое время года на нем присутствуют неприятные запахи, озеро все больше заболачивается. После десяти лет исследования ученые установили, что вся рыба в нем заражена червем-паразитом и испытывает нехватку кислорода, связанную с заиливанием дна. Была отмечена также повышенная концентрация тяжелых металлов.
С учетом результатов научных исследований в 2020 году была составлена проектная документация, предусматривающая расчистку озера в течение четырех лет, получившая положительное заключение госэкспертизы. В 2023 году администрация Ноябрьска предложила горожанам проголосовать за один из трех проектов благоустройства, и более 18 тыс. человек проголосовали именно за благоустройство Ханто. Чтобы вернуть озеру статус городской точки притяжения, правительством ЯНАО было принято решение о выделении необходимого финансирования: на 2024 год выделено 204 млн рублей, общий объем финансирования составил 800 млн рублей. По итогам обсуждения Министерству природных ресурсов и экологии РФ и Федеральному агентству водных ресурсов было предложено рассмотреть вопрос о включении в новый федеральный проект по экологическому оздоровлению водных объектов России на 2025-2030 годы мероприятия по расчистке озера Ханто.