До 2050 года: что новый петербургский Генплан нам готовит?
/FOTODOM В Петербурге принят новый Генеральный план развития города до 2050 года. Работа над документом, задающим основные векторы развития мегаполиса на столь дальнюю перспективу, шла непросто: только при его обсуждении было внесено 11 тыс. поправок, на рассмотрение которых ушел целый год.
В последние пять лет Петербург жил и строился, не имея Генерального плана: предыдущий, принятый в 2005 году, должен был утратить свою силу в 2018-м, но его неоднократно продлевали. Наконец, летом прошлого года Комитет по градостроительству и архитектуре представил проект нового документа — с расчетным сроком до 2040 года и прогнозным периодом до 2050-го. В августе состоялись его общественные обсуждения, в ходе которых все желающие могли внести свои предложения. В октябре работа над новым проектом Генплана была официально завершена, его одобрило городское правительство. Он был внесен на рассмотрение в ЗакС и принят в первом чтении.
Представляя проект депутатам, вице-губернатор Петербурга Николай Линченко перечислил задачи, которые этот документ должен решить. По его словам, Петербург в рамках нового Генерального плана делает переход к полицентрической модели развития. Среди главных трендов нового документа — акцент на развитии промышленных территорий, сокращение объемов жилья, ставка на строительство нового транспортного каркаса города.
Расти на юг
Если судить по цифрам нового Генплана, то в нем нашла отражение установка Смольного на развитие города. Одна из задач — сокращение темпов жилищного строительства. По мнению чиновников, это поможет избежать чрезмерной нагрузки на социальную, инженерную и транспортную инфраструктуры. Между тем, по прогнозам, к 2050 году население Петербурга вырастет незначительно: если сегодня в городе 5,6 млн жителей, то через 25 лет их станет 6,5 млн. К этому времени надо будет построить 67 млн квадратных метров жилья (то есть по 3,2 млн в год). Именно эти цифры и заложены в новом Генплане (при том, что среднегодовой объем жилищного строительства в 2019-2022 годах составлял 3,4 млн «квадратов» в год).
Эксперты подсчитали, что через 25 лет жильем будет застроено 20% городских площадей: 66% появится на свободных от застройки территориях — на бывших сельскохозяйственных площадях, 12% — в преобразованных старых кварталах, 22% — на месте нежилых зданий. Причем при реновации хрущевок город отказался от строительства высоток — дома на месте снесенных пятиэтажек будут максимум девятиэтажными.
По новому Генплану Петербург будет преимущественно расти на юг — большая часть жилья появится в Пушкинском, Приморском и Московском районах. Основной чертой новых жилых кварталов станет их полное обеспечение социальной инфраструктурой. До 2040 года в Петербурге появятся 585 различных учреждений — 226 учебных, 110 медицинских, 205 спортивных, 22 социальных. В городе предусмотрены новые парковые зоны и общественные пространства. Так, например, зеленой зоной станут набережные Карповки и Охты. Прогулочной будет и реконструированная набережная по проекту «Тучков буян». Кроме того, планируется создать в Петербурге 22 пешеходные зоны, шесть тематических парков, девять благоустроенных пляжей, три парка культуры. По словам вице-губернатора Николая Линченко, всего новый Генплан предусматривает размещение около 1,5 тыс. гектаров природных территорий общего пользования регионального значения. В частности, крупные массивы зеленых насаждений (300 и 250 гектаров) предлагается разместить на землях сельскохозяйственного назначения в Пушкинском районе. Для охраны бассейна Невы стратегический документ нацелен на полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в реку и ее притоки, а также в Финский залив.
В приоритете — развитие промзон
По новому Генплану Петербурга город меняет отношение к бывшим промзонам, до этого застраивавшимся по преимуществу жильем. В планах Смольного –– увеличить долю производственных зон с 9,2% до 9,62% (на 630 гектаров). Как отметил председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик, сохранение действующих предприятий и привлечение в промзоны новых производств отныне является приоритетом для городских властей, которые ставят перед собой задачу — удержать статус Петербурга как одного из ведущих промышленных центров России. Запланировано, что в промзонах будут размещаться не только современные предприятия, но и образовательные и научные организации, технопарки, медицинские и культурные учреждения. При этом при создании новых производств акцент будет делаться на создание рабочих мест с современными и экологичными технологиями. Такие предприятия также будут открываться вблизи или даже на территории новых жилых массивов, чтобы минимизировать ежедневную маятниковую миграцию населения и тем самым решить транспортную проблему Северной столицы.
Новые станции метро, мосты и дороги
Решение транспортной проблемы — еще один тренд нового питерского Генплана. По сравнению с предыдущим документом доля зон транспортной инфраструктуры в нем увеличивается с 12,3% до 15,92%. Как отмечают эксперты, в новом плане заложена возможность построить и реконструировать 89 станций метро — даже больше, чем в уже существующей сети подземки (72 станции). Причем 31 станцию планируют ввести в рамках первого этапа — до 2030 года (одну из них — на территории области). Генплан предполагает строительство новых линий метрополитена — Кольцевой и Адмиралтейско-Охтинской –– и продление существующих — Невско-Василеостровской, Кировско-Выборгской и Фрунзенско-Приморской. В планах Смольного –– увеличить общую протяженность тоннелей метро с нынешних 124,8 км до 272,7 к 2040 году.
В ближайшей перспективе — строительство линии, которая протянется до Пулкова и Экспофорума. Метро также будет проложено до города-спутника Южного, оно станет доступным и жителям микрорайона Шушары. На юго-западе подземка протянется до пересечения с проспектом Народного Ополчения и улицы Пограничника Гарькавого, на юге будет проложено полукольцо от метро «Нарвская» через Витебский проспект и станцию «Елизаровская» до «Ладожской». Подземка пройдет и через центр города — запланировано строительство новой ветки от Двинской улицы через площадь Репина до метро «Чернышевская» через станцию «Адмиралтейская». На западе — сделать станцию «Морской Фасад» на намыве и соединить ее с севером Петербурга через «Новокрестовскую-2», пустив далее на Лахту. На севере метро получат жители новых кварталов Парголово и Осиновая Роща, а на востоке ветка протянется до конца Пискаревского проспекта.
Помимо активного развития метро, предстоящее десятилетие станет и временем строительства мостов. Через Неву перекинутся пять новых переправ: в створе Широтной скоростной магистрали и Большого Смоленского проспекта, Ново-Адмиралтейский мост протянется с Васильевского острова в Адмиралтейский район, Орловский тоннель и Арсенальный мост от Таврического сада на Арсенальную улицу. Также в Генплане заложено и строительство Широтной магистрали скоростного движения и высокоскоростной железной дороги Москва—Санкт-Петербург. Если эти планы удастся реализовать, то город существенно преобразится.
Совмещены все вызовы времени
По словам председателя городского парламента Александра Бельского, новый Генплан ставит перед городом масштабные, по-настоящему амбициозные цели. Основа для этого — существующая динамика наполнения бюджета и та поддержка, которую оказывает сегодня Петербургу федеральный центр. «Планируются строительство и реконструкция нескольких сотен крупных социальных объектов, будет активно развиваться вся транспортная инфраструктура, увеличится площадь производственных зон, появится обширный зеленый пояс. Все это отражает современные тенденции развития Петербурга», — отметил он.
В свою очередь, президент Фонда развития городского самоуправления «1870» Кирилл Страхов считает, что, хотя этот документ и трудно назвать новым, но так как Петербург третий год живет без актуального планировочного документа, даже перелицовка старого «тришкина кафтана» кажется благом. Главным недостатком нового Генплана он называет отсутствие в нем стратегического видения будущего развития Петербурга: «Отсутствие образа будущего — в принципе слабое место петербургских властей, что особенно заметно на фоне Москвы». Коммерческий директор «Петербургской строительной компании» Сергей Софронов полагает, что, хотя в новом Генплане и нет ничего революционного, зато в нем учтены все требования сегодняшнего дня к развитию промышленных, жилых и общественных зон. Поэтому его главным достоинством можно считать совмещение всех вызовов времени.
Владимир КОПАЕВ, руководитель девелоперской компании «Билдвайз»:
«Окончательного принятия Генплана Санкт-Петербурга до 2050 года ждут и горожане, и строители, и девелоперы — это крайне важный документ, от которого будут зависеть будущий облик города и его сбалансированный, гармоничный образ. Уже сейчас вырисовывается его основная идея — Петербург переходит от моноцентричной к полицентричной модели с тематическими кластерами, деловыми кварталами, технологичной инфраструктурой, комфортной городской средой. В случае с Петербургом считаю критически важным выдерживать стиль и тщательно продумывать каждый градостроительный шаг: любое непродуманное действие может исказить исторические архитектурные решения. В городе есть удачные проекты редевелопмента, и, опираясь на них, эту тактику можно использовать и дальше в сочетании с новым генпланом города. Продуманный редевелопмент улучшает архитектурный облик микрорайонов, развивает социальную инфраструктуру, сохраняя при этом историю и дух города»