Навстречу 20-летию: цементники Сибири подвели итоги 2023 года
пресс-служба компании «Сибцем»
Один из ведущих производителей цемента в Сибири — холдинг «Сибирский цемент» — в 2023-м смог увеличить объемы выпускаемой продукции. О прогнозах на 2024 год, методах решения отраслевых проблем и задачах на будущее в интервью «Стройгазете» рассказал вице-президент по инвестиционному развитию АО «ХК «Сибцем» Александр ЧЕРЕПАНОВ.
Александр Сергеевич, что сегодня происходит на цементном рынке страны?
За годы работы компании, которой в августе 2024-го исполнится 20 лет, аналитики холдинга накопили большой массив сведений. Их изучение позволяет оценить основные этапы развития отрасли в новейшей истории страны. Если посмотреть на объем производства цемента, мы увидим: с 2000 по 2009 годы российские цемзаводы изготовили в общей сложности 454 млн тонн продукции, а с 2010-го по 2019-й — уже 587 млн. Если экстраполировать полученные данные на следующее десятилетие (тем более, что нам известна часть «уравнения»), с 2020 по 2029 годы при сохранении текущих условий отечественные предприятия могут выпустить примерно 638 млн тонн стройматериала.
Безусловно, наш прогноз носит консервативный характер, его реализация — лишь один из возможных вариантов развития событий. Но на то, что он сбудется, «работает» много факторов. В их числе — большой отложенный спрос на цемент, связанный с необходимостью обновлять старый жилой фонд, расширять и модернизировать транспортную инфраструктуру, осваивать перспективные месторождения полезных ископаемых и т. д. Решение этих и других стратегически важных задач предполагает масштабное строительство, а оно невозможно без цемента.
Как на этом фоне выглядят результаты 2023 года?
По итогам прошедшего года общероссийское потребление цемента, по предварительным расчетам, составит около 65 млн тонн. Емкость рынка Сибири в ее прежних границах — с учетом Бурятии и Забайкалья — мы оцениваем в 6,8 млн, это почти на 6% превышает аналогичный показатель 2022-го.
Что касается деятельности «Сибцема», в 2023-м на пяти заводах холдинга изготовлено 5,5 млн тонн цемента, рост к уровню 2022 года — 7%. При этом в начале 2023-го многие тенденции указывали на возможный спад в стройотрасли и, следовательно, в цемпроме. С учетом этого в марте мы рассчитывали реализовать за год не более 4,6-4,7 млн тонн цемента. Но уже в апреле-мае произошел резкий непрогнозируемый «всплеск» спроса. За счет того, что компания всегда готовит оборудование к летнему сезону по принципу «план продаж + 10%», мы смогли устоять на «рыночных качелях» и обеспечить стройки цементом.
Насколько вообще для производителей «хлеба строительства» важно иметь точные прогнозы по объемам потребления продукции?
В настоящее время мы не получаем от федеральных и региональных властей информации о «цементоемкости» будущих строительных проектов. Это имеет критическое значение для отрасли, предприятия которой в среднем загружены лишь на 60%: чтобы существенно увеличить объемы производства, компании должны вернуть в эксплуатацию часть ранее законсервированных мощностей, выполнив дорогостоящие мероприятия по ремонту и техобслуживанию агрегатов. Кстати, эти работы нередко занимают до полутора-двух лет. Поэтому, не сумев нарастить выпуск продукции в короткие сроки, производители теряют часть возможной прибыли. Не лучше и обратная ситуация: когда компания вкладывает в подготовку оборудования значительные ресурсы, а потом ее продукцию никто не покупает, она не может компенсировать затраты и несет убытки.
Чтобы этого не произошло, цемент необходимо не только произвести, но и своевременно доставить потребителям…
Да, логистические ограничения сдерживают развитие отрасли не первый год. К сожалению, с 1980-х сеть железных дорог общего пользования в нашей стране практически не расширилась, при этом объем грузов вырос в несколько раз. Из-за продолжающейся переориентации на восток товары доставляют по все более сложным схемам и маршрутам, это приводит к увеличению периода оборота вагонов: вместо нормативных 17 суток они находятся в пути 28-35, а иногда и 60. Дефицит пропускных возможностей железных дорог не в состоянии компенсировать и автотранспорт.
Производители цемента по-разному решают эту проблемы. Например, «Сибцем» содержит собственный пятитысячный парк вагонов, что вдвое превышает экономически обоснованный показатель. Естественно, из-за этого компания несет дополнительные издержки. Но только так мы можем быть уверены, что потребности предприятий холдинга в отгрузке продукции и завозе необходимых для производства материалов будут полностью закрыты.
Получается, это один из факторов, сказывающихся на себестоимости продукции. А что еще на нее влияет?
Рост себестоимости цемента происходит в основном из-за компонентов, цена которых зависит от государства. Так, в 2023 году тарифы на газ выросли на 10%, на железнодорожные перевозки — на 10,75%. Также значительно выросли тарифы на электроэнергию, цены на дизельное топливо, ГСМ, тару и прочее. В целом доля расходов, на которые компания не может повлиять или влияет в незначительной степени, в структуре себестоимости продукции — 69%, из чего следует, что рост себестоимости — объективный фактор, действующий помимо воли производителей цемента.
Что ждет цементный рынок Сибири в будущем? Как компания готовится к возможным переменам?
Согласно нашему прогнозу, к 2034-му спрос на цемент в Сибири при прочих равных условиях увеличится до 8,5 млн тонн в год. Чтобы соответствовать запросам рынка, холдинг продолжает модернизацию предприятий, в 2023-м на эти цели направлено около 4,3 млрд рублей (с учетом НДС). Масштабные инвестпроекты мы реализовали в разных регионах присутствия. В том числе на Топкинском заводе ввели в эксплуатацию сепараторную установку, на Красноярском – запустили новое отделение помола.
Продолжается и работа по расширению ассортимента продукции. В настоящее время предприятия компании выпускают 16 общестроительных видов цемента и восемь специальных. Наши стройматериалы применяются для возведения самых разных объектов. Так, по-настоящему гордимся тем, что несколько видов продукции производства Топкинского завода вошли в рецептуры бетонно-растворных смесей, применяемых для сооружения портовой инфраструктуры по ходу Северного морского пути.
Производят ли заводы компании цементы для дорожного строительства?
Да, но пока они мало востребованы, так как эффективные технологии возведения долговечных и надежных трасс с цементобетонными покрытиями и основаниями не внедряются в нашей стране массово. Хотя объективных причин для того, чтобы отказываться от инновационных проектов, нет. Это подтверждают и результаты научно-исследовательской работы «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог», выполненной учеными Московского автомобильно-дорожного госуниверситета. При подготовке исследования эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах РФ. Оказалось, практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Среди других важных преимуществ жестких одежд — длительный срок службы, превышающий 25 лет. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия — только через 30 лет.
Для цементного рынка по-прежнему актуальна проблема засилья фальсификата. По данным «Союзцемента», на рынках некоторых регионов его доля в пик строительного сезона может превышать половину торгуемого объема. Как бороться с подделками?
Действительно, в соответствии с «Отчетом о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленным Ассоциацией по техническому регулированию (АССТР), доля фальсификата увеличилась с 5,6% (3,16 млн тонн) в 2020 году до 21,3% (13,14 млн) в 2022-м. Столь резкий рост — следствие отсутствия госконтроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, упраздненного в 2021-м.
В решении проблемы сделан первый шаг — подготовлен проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по осуществлению госконтроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона. А пока полноценный госконтроль не возвращен, добросовестные производители стараются защитить потребителей своими силами. Так, «Сибцем» в 2022 году изменил дизайн 25- и 50-килограммовых бумажных мешков, который стал единым для всех пяти цементных заводов холдинга. Одновременно компания внедрила коммерческие наименования продукции «СИБЦЕМ ЭКСПЕРТ 500», «СИБЦЕМ ПРОФИ 450» и «СИБЦЕМ НОРМАЛ 400». Цифровая и буквенная составляющие, связанные с ГОСТ-классификацией, должны стать ориентиром для потребителей при выборе требуемого вида цемента. На каждом мешке теперь размещен QR-код. Отсканировав его, покупатель перейдет на соответствующую страницу официального сайта компании, где сможет получить подробную информацию о строительном материале. И, конечно, мы призываем потребителей быть внимательнее при покупке стройматериала, от свойств которого напрямую зависят надежность и долговечность возводимых объектов.
С каким настроением в «Сибцеме» начали работу в 2024 году?
Несмотря на прогнозы Центробанка РФ и Минэкономразвития по росту ВВП, мы не исключаем стагнации в отрасли жилищного строительства. Свою роль могут сыграть такие факторы, как растущие цены на первичном и вторичном рынках, ужесточение условий выдачи ипотеки и ее удорожание, а также предполагаемая отмена льготного кредитования с 1 июля. Перечень неопределенностей огромный… Рассматриваем несколько вариантов развития событий, рабочий сценарий предполагает снижение емкости цементного рынка Сибири на 4% к уровню 2023-го.
Но, как бы ни складывались обстоятельства, компания продолжит стабильную работу. Уже отмечал, что в наступившем году «Сибирскому цементу» исполнится 20 лет. Все это время холдинг обеспечивает потребителей качественными строительными материалами, остается ответственным работодателем, вносит собственный вклад в социально-экономическое развитие регионов присутствия. Уверен, так будет и дальше.
«К сожалению, российские поставщики оборудования для цементных заводов пока не могут занять освободившиеся после ухода западных производителей ниши: продукция, которую они предлагают, не “дотягивает” до европейских аналогов по качественным характеристикам, при этом значительно дороже. Решение этой проблемы займет не менее 5-7 лет, но только при условии, что государство сделает развитие отечественного машиностроения приоритетом и примет комплексные меры по его поддержке»